Вот тебе, бабушка, и Юрьев день (с)
Не то что я фанат подсчитывания посещенных стран мира, это скорее дань туристической блогосфере, в которой принято вывешивать какие-то карты с посещенными государствами и спрашивать друг-друга, был ли ты там-то? А тут пригласили меня в очередной винный тур в Европу, кажется в Германию, от которого я разумеется отказался (не фанат я вина и пива) и добавил, что Европа меня не привлекает абсолютно, поскольку был везде, кроме Люксембурга и Андорры. А постфактум вспомнил, что в Люксембурге все же побывал, причем спонтанно и совсем недавно. Дело было так: пару месяцев назад оказался в Брюсселе по каким-то своим вопросам и как-то вечером общались по скайпу с приятельницей, а она живет в нидерландском Эйденхофене. И договорились на следующий день встретиться в Льеже (том самом, откуда родом Жорж Сименон с его "Эркюлем Пуаро". Шутка) и прокатиться по Бельгии. Каких-либо конкретных планов не было, просто хотели поболтать и "фоном" прокатиться где-то.
Надо сказать, что день изначально не задался и я заставил девушку ждать меня целый час. В Брюсселе я перепутал поезда и сел не на экспресс в Льеж, а на какой-то пригородный поезд, который хотя и шел в сторону Льежа, но его конечным пунктом оказался городок на половине пути, откуда следующий поезд на Льеж был только через час. Свою ошибку я осознал еще в самом начале и тут же отправил девушке СМС, мол, пока оставайся дома, я - лошара и немного задержусь. Как потом оказалось, сообщение до неё не дошло из-за проблем теперь уже с её с телефоном. В результате она меня ждала целый час на вокзале в Льеже. Стыду моему не было предела и хотя она уверяла, что ничего страшного, её глаза выдавали всю гамму эмоций, ведь нидерландские девушки отличаются пунктуальностью и такие фокусы не любят.
А потом мы спонтанно решили ехать в Люксембург с заездом в Намюр и Арденны, оба места связаны с событиями Второй мировой и на мой взгляд были достаточно интересны -
Наш маршрут выходного дня со стартом из Льежа (от Брюсселя до Льежа добрался на поезде) -
Начать решили с Люксембурга и где-то через полтора часа после выезда из Льежа пересекли бывшую границу между Бельгией и Люксембургом. Сейчас даже представить себе сложно, что до 1985 года тут вовсю штамповали паспорта туристов -
Получается, что Люксембург стал моей 114-посещенной страной, а Монголия месяц спустя - 115-ой.
Моя спутница бывала в Люксембурге неоднократно, благо, что живет отсюда в трех часах езды. Что касается меня, то оказался в этой столице "евробюрократии" впервые в жизни и никогда ранее не имел даже в планах здесь оказаться. Мыслил так: ну что я не видел в этом вылизанном до блеска скучном городишке без знаковых достопримечательностей с офисными зданиями и адскими ценами абсолютно на все? Моя спутница предложила считать эту поездку "путешествием в самую скучную столицу Европы", если мне так хочется. Отлично! Жизнь тут же обрела смысл, я еду в самую скучную столицу Европы и я буду познавать ее скукоту до посинения, а потом напишу об этом статью. Во как -
Виды, открывающиеся на замковый холм с Дворцом великих герцогов и мост Адольфа - это, пожалуй, самая известная глянцевая картинка, которую привозят отсюда все туристы -
Зелень безусловно хороша, но парк скрывает безусловно мощные стены крепости, окружающей замок и старую часть города -
С другого ракурса можно оценить мощь стен, фото не моё -
Но мы сильно спешили, чтобы успеть еще и в Намюр и в Арденны, поэтому времени колесить по Люксембургу в поисках панорамных точек не было абсолютно.
Исторический центр городка выглядит примерно так, ничего особенного -
Если не сказать, что это Люксембург, то можно подумать что один из тысяч подобных где-то во Франции, или Австрии -
Чуть более интересен район ж.д вокзала выполненный в любимым мной монументальном стиле -
Небольшой проспект с изящными жилыми зданиями. И вы знаете, собственно это - всё. Больше смотреть в этом городе нечего. Знатоки меня сейчас раскритикуют, мол, не зашел в такую-то церковь и не заглянул в такой-то музей. Дамы и господа, все эти церкви и музеи со стандартным набором экспонатов наскучили, хочется экзотики -
И мы едем в обратном направлении, причем мне доверено управлять автомобилем. И кстати, прикольная спортивная "Альфа-Ромео MiTo," очень хорошо держит дорогу, хотя и отличается от обычных легковушек жестковатой подвеской -
Намюр - на первый взгляд обычный провинциальный городок в центральной Бельгии, но есть в нем массивная крепость, безусловно достойная посещения. Настоящая военная крепость, без напускной пафосности и шика. Несмотря на то, что укрепление существовало на этом месте тысячу лет назад, в настоящее время мы видим стены и сторожевые башни возведенные в конце 19 века. К началу 20 века крепость потеряла свое стратегическое значение в связи с появлением дальнобойной артиллерии, поэтому по периметру города была выстроена новая линия обороны, получившая название PFN (position fortifiée de Namur). Сама же крепость использовалась как штаб южного командования бельгийской армии как в период Первой мировой, так и во Вторую мировую войны. В обеих войнах бельгийцы недолго удерживали свои позиции перед наступающими немецкими войсками; в августе 1914 Намюр продержался лишь несколько дней, а в 1940 - около недели.
Кроме собственно крепости, здесь есть еще и многокилометровые тоннели под крепостью, выстроенные в конце 19 века и значительно расширенные перед Первой мировой, когда здесь размещался штаб бельгийских войск. В 1939 году тоннели готовили к длительной осаде и возможным химическим атакам со стороны немцев, сюда перенесли штаб, госпиталь, хранилища боеприпасов и продовольствия. Но, как мы уже говорили, через неделю германские войска взяли Намюр и его крепость. В 1940-1944 годах тут размещался уже германский штаб вплоть до исхода битвы за Арденны -
Что касается битвы за Арденны (декабрь 1944 - январь 1945) между немцами и войсками союзников, то эпицентром битвы был маленький городок Бастонь (Bastonge), полностью разрушенный во время боев и отстроенный заново. В центре стоит легендарный танк "Шерман". Как мы помним, в конце 1944 года, когда крушение фашистской Германии казалось свершившимся фактом, когда советские войска брали Будапешт и прорывались к Праге, а союзники вытеснили немцев из Франции и большей части Бельгии и Нидерландов, вдруг Гитлер отдал приказ о контрнаступлении на союзников в Бельгии. Что застало американские войска врасплох и едва не привело к поражению.
В какой-то момент Бастонь оказался в окружении, поскольку стоял на пути наступавших немецких войск. Сходу отбить его у американцев те не смогли, а далеко продвинуться вперед, оставив в тылу крупную группировку противника тоже не решились. Кроме того, американские войска имели в Бастони сильную артиллерию и вели беспрерывный обстрел наступавших немецких войск, нанося тем серьезный урон. Кроме того авиация союзников беспрерывно наносила удары с воздуха по немецким позициям, в то время, как собственно германская авиация была большей частью уничтожена. В итоге наступление немцев застопорилось, а вскоре началось отступление по всей линии фронта.
Ночной Льеж, где началось и где закончилось наше небольшой путешествие -
Льежский ж.д вокзал -
p.s Друзья, насчет Жоржа Сименона и Эркюля Пуаро - это ШУТКА. Я прекрасно знаю, кто был героем Сименона :)