Друзья, хотелось бы подчеркнуть критически важный нюанс, связанный с покупкой билетов на сайтах авиакомпаний и их агентов в интернете. Не все мы читаем досконально правила покупки билетов, перед тем, как ставим галочку в строке "Cогласен с условиями покупки". И там действительно чаще всего банальные вещи. Но там всегда есть параграф следующего содержания -
...В случае возникновения каких-либо споров между пассажиром и агентом / авиакомпанией, вопрос решается в судебном порядке по месту нахождения офиса ответчика...
Поясню. Покупая билет на сайте, допустим, Air France, и в случае каких-либо проблем с вашим полетом, вы должны будете предъявлять претензии во Франции. Несмотря на наличие в России представительства их компании. Договор, заключенный в интернете, считается заключенным на территории той страны, в которой зарегистрирована авиакомпания. На основании этого любая попытка обращаться в суд у себя на родине будет обречена на неудачу. При этом, если вы купили билет на эту же компанию, но на территории своей страны (РФ, Украина, Канада и т.д), то вы имеете право обращаться в суд по месту своего проживания.
Агенты
Все сказанное выше касается в равной степени и авиакомпании, и агентов. Вы можете заказывать отель или прокат машины на сайте
expedia.com, но в случае каких-либо проблем с бронированием вам придется обращаться в американский суд. Это очень важно уяснить до того, как вы внесли данные своей кредитной карты на сайт бронирования.
Безопасность оплаты кредитной картой
Если эти условия вас устраивают, то двигаемся вперед - бронируем. Но осторожно. Самое важное - безопасность оплаты. На страничке бронирования должен быть логотип международных систем защиты электронных платежей. Суть в том, что сделка идет через них, а не напрямую с поставщиком услуг. И вы можете быть уверены, что введенные вами данные кредитной карты попали в нужные руки, а на сайте, где вы покупали, нет "жучка", считывающего данные вашей карты. Эти системы называются SSL certificate. Выглядят эти значки так -
Категорически нельзя покупать на сайтах авиакомпаний вроде этого
Air Zimbabwe.aero . Пройдя процесс бронирования билета, вы увидите почему: никакой защиты ваших данных. И таких сайтов много. Если же, к примеру, вам важно купить билеты на некую малоизвестную африканскую или азиатскую авиакомпанию - лучше брать через агента. Ради защиты ваших данных. Даже если это и будет несколько дороже. Например, не так давно я покупал билет на перелет
Zambezi Airlines из Дар-эс-Салама в Лусаку. На сайте этой компании есть оплата онлайн. Но мне не понравилось, что нет значка защиты SSL. Я им написал мейл и даже получил ответ, что они молодая компания, и вскоре будет полная защита платежей. По крайней мере 2 недели назад - не было. И я купил билет на них через агента
bravofly.co.uk Это обошлось на $10 дороже, зато платеж прошел без проблем и волнений.
Что лучше: агент или авиакомпания?
Почему у агента билеты чаще дешевле, чем на сайте авиакомпании? Вполне банальное обьяснение - агент является оптовиком. Задайте вопрос: почему в гипермаркете "Ашан" апельсины стоят в полтора раза дешевле, чем в ларьке возле дома? Просто "Ашан" - оптовик, и закупая 10 тонн апельсинов, способен получить более низкую цену, чем владелец маленького магазина, закупающий 50 килограммов. Авиакомпания работает по такому же принципу - ей выгоднее продать 10 тысяч мест агенту по более низкой цене, чем самой искать пассажиров. Можно задать другой вопрос - почему на сайтах самих авиакомпаний часто дороже, чем у агентов? И это очень тонкий нюанс. Авиакомпания обязана стимулировать агентов-оптовиков к сотрудничеству и не делать цены у себя на сайте ниже, чем у агента. Исключения бывают, но чрезвычайно редко.
Так у кого же покупать? На первый взгляд лучше тот, у кого цена меньше. Но это не совсем точно. Взять вышеупомянутый пример с Zambezi Airlines - порой лучше чуть-чуть переплатить, но не стать жертвой возможного мошенничества. Второй нюанс - у агента вы делаете не прямую покупку, а "вторичную". Иными словами, вам делают предварительное бронирование, потом запрашивают авиакомпанию и, если та дает добро, присылают вам электронный билет. Сия процедура может занять от пары часов до нескольких дней. Например, покупал я билет на Turkish Airlines через Expedia.com, это было на целых $70 дешевле, чем на сайте турков. Но подтверждения я ждал три дня и начал уже переживать, ибо деньги сняли, но пришли не билеты, а лишь подтверждение заказа. На сайте же авиакомпании вы получаете билеты немедленно, в момент оплаты.
Представим, что вы находитесь в Сингапуре и решили улететь в Токио. На сайте Singapore Airlines билет стоит, скажем, 400 долл, а у агента - 380. Но улететь вам надо завтра или послезавтра. Вы должны принять в расчет, что агент может обрабатывать ваш заказ до 48 часов. И не исключено, что вам придет ответ, что по данному тарифу мест нет, а возврат денег вы получите в течении 30 дней. Подходит ли вам такой вариант? Вряд ли. Из этого мораль - покупать билеты у агентов выгодно лишь тогда, когда у вас есть запас времени. Если времени нет - лучше переплатить на сайте авиакомпании и лететь наверняка.
В какой валюте покупать?
Это вопрос экономии 1-2% от суммы сделки. Большинство стран мира принимает доллары как резервную валюту, и все международные сделки идут в долларах. Иными словами, если вы покупаете билет в британских фунтах, то ваш банк снимет с вас за двойную конвертацию: GBP / USD / RUB. Тоже самое со всеми странами СНГ. Не говоря уж про собственно США, где за покупку в любой валюте кроме собственной удерживают приличный процент. Пример из моей практики: при покупке билетов на сайте Аэрофлота посредством американской кредитки, с меня удержали 171 рубль сверх 2900 рублей стоимости билета. Чем выше сумма, тем больше удержат.
Поэтому если ваша карточка завязана с долларом, то лучше посмотреть тарифы у долларовых агентов. Те же турки при покупке на их сайте снимут с вас деньги в турецких лирах. Что означает конвертацию YTL / USD / RUB. На этом вы потеряете 1-2%. Посему, при равной цене лучше выбирать долларового агента.
У каких агентов покупать?
Их великое множество, и многие из них вполне хороши. Но некоторые агенты ведут себя по меньшей мере гадко. Однажды я купил билет на Air Baltic из Москвы в Париж в онлайн агентстве ***** (cпециально не указываю их название, ибо они исправились и даже дали мне небольшой бонус), поскольку на сайте Балтика это стоило на 42 долларов дороже. Билет я оплатил, деньги сняли на следующий день, выслали мейл о том, что электронный билет придет после подтверждения бронирования авиакомпанией. На этом все застопорилось. Неделя прошла в баталиях, в переписке и телефонных звонках. Агентство всю вину возлагало на Air Baltic, якобы те долго не высылают подтверждение. Думаю, что любой из нас, мало-мальски разбирающийся в авиабилетах понимает, сколь абсурдны эти заявления. Агент выкупает билет сходу, посредством систем бронирования Amadeus, Gabriel, Sabre и так далее. В наше время никто не шлет факcы и письма в авиакомпанию с целью покупки билетов. В конечном итоге я просто обратился в банк, заявил что сделку не осуществлял, а мошенники сняли у меня 206 долларов за непонятно какую услугу. Не буду сейчас вдаваться в детали, почему проще было выдать это за мошенничество, а не объяснять в банке, что мне не отвечают и билет не высылают. Банк заблокировал сделку, те не подали возражений, и инцидент был исчерпан. Деньги, правда, вернулись только через месяц.
Второй мой негативный опыт cвязан с российскими агентами, это "Посошок" (
www.pososhok.ru). И опять связано с билетами Air Baltic. Оплатил билет по карточке, получил мейл-подтверждение. И даже вылетел без проблем. Но вот вернуться назад в Москву не получилось. Дело в том, что авиакомпания изменила время вылета, о чем пассажиров должен был известить агент. Но не известил. В итоге я улетел за свой счет, ибо мой рейс улетел без меня и еще примерно 5-7 пассажиров. Потом был суд, куда в качестве ответчиков были вызваны представители компании "Инфинити-Трэвел" (авиакасса "Посошка") и Air Baltic. Ни первые, ни вторые в суд не явились, и решение вынесли без них.
Таким образом, мой список "любимых" агентов небольшой:
www.travelocity.com (заметьте, именно .com, а не .uk - ибо в последнем случае снимут в фунтах!)
www.orbitz.comwww.expedia.comwww.bravofly.com (эти снимут в фунтах, но их преимущество - много мелких авиакомпаний, с которыми не работают большие агентства. Например, у них можно купить билеты на Bangladesh Biman или Air Zimbabawe).
www.openjet.com (cнимут в шведских кронах, но тоже большой выбор малоизвестных авиакомпаний вроде Proflight Zambia).
Из российских агентов пользовался услугами
avia.travel.ru дважды, и все сработало как часы.
Имел дело с конторой под названием
polets.ru - с ними не дошел даже до выписки билета, ибо у них произошел непонятный сбой, и накануне забронированный билет вдруг "исчез". Ну и упомянутый выше
pososhok.ru, который до сих пор не вернул мне часть денег по решению суда, обьясняя это тем, что они сменили собственника и называются теперь иначе, и за долги прежних не отвечают.
Другие статьи про авиабилеты и бонусы
Размышления о бонусных милях: приманка для наивных, или выгодная инвестиция? Абсолютно не в тему
В последнее время с большим удовольствием смотрю и слушаю современную арабскую эстраду. Весьма и весьма мило. Особенно такие милые ее исполнительницы, как Хайфа Вахбе, или Ненси Аджрам. Что скажете вот про такую милую сказку
http://www.youtube.com/watch?v=609VwIYmZeA а вот такая постановка
http://www.youtube.com/watch?v=tHnoewqUJp0 ?