Интересный город Иерусалим! Причем, чем дальше вы от стандартных туристических троп, тем больше удивительного вас ждет. Вот, скажем, представляете ли вы себе евреев, отрицающих существование государства Израиль и дружащих с Ахмадинеджадом? А знали ли вы, что в Израиле возводится стена, стремящаяся к лаврам Великой Китайской? А знали ли вы, что
(
Read more... )
Однако, надо отметить несколько существенных неточностей по-поводу Нетурей-Карта.
Нетурей-Карта не отрицают Холокост. Как раз наоборот, он играет важную роль в мировоззрении этого движения.
В Талмуде (тр. Ксубойс 111а) и мидрашах говорится, что евреи в изгнании обязаны выполнять три клятвы: не восставать против других народов, не заселять массово ("стеной") Землю Израиля и не пытаться выходить из изгнания до прихода Машиаха. За нарушение этих клятв Бог "разрешает уничтожать вашу плоть, подобно плоти оленей и ланей полевых". О необходимости выполнять эти клятвы писали многие известные раввины, включая Рамбама, Маарала и р. Йонасана Эйбешица.
Именно это место из Талмуда и обвинение сионистов в отрицании мессианского Избавления (т.е. в ереси) служило, начиная с середины 19 века, основными религиозными аргументами против сионизма.
До создания государства Израиль большинство ультраортодоксов всех направлении были антисионистами. Даже многие сторонники создания еврейских поселений в Палестине резко отвергали сионизм. Религиозный сионизм р. Райнеса и его последователей считался долгое время довольно маргинальным движением и ассоциировался с Гаскалой. Однако, и многие маскилим, со своей стороны, призывали евреев к эмансипации в стране проживания и тоже не поддерживали сионизм.
Поэтому НК нельзя упрекнуть в неаутентичности. Они действительно правы, когда утверждают, что отражают точку зрения, некогда присущую большинству традиционных евреев.
Холокост оказал двоякое влияние на еврейский антисионизм. Значительное число евреев примкнуло к сионистам, однако часть антисионистов еще более радикализировались. Гитлер писал в "Майн Кампф", что считает приемлемым истребление неугодных групп населения, "подобно уничтожению зайцев и оленей". Некоторые известные раввины проассоциировали эту фразу с вышеупомянутым местом из Талмуда и сочли ее зловещим знаком. Типа, из-за отрицания Мессианского избавления сионистами Бог снял с евреев защиту и позволил злодеям их уничтожать.
Кроме этого, поскольку сионисты неоднократно предавали евреев во время Холокоста и систематически разрушали традиционную ашкеназскую культуру, более радикальные антисионисты сочли сионизм продолжением Холокоста. Нацисты уничтожали евреев массово, физически, а сионисты - тихим сапом, разрушая религию, заменяя принятый бытовой язык (идиш, ладино) на полуискусственный современный иврит и т.д. Поэтому, по логике НК, Холокост служит сильным аргументом против сионизма, а не наоборот.
Сатмарский хасидизм - крупнейшее хасидское направление в мире, сосредоточенное в США и Великобритании, и только косвенно связанное с НК. Сатмарская династия возникла в Трансильвании и Галиции задолго до сионизма и была основана р. Мойше Тейтельбоймом из местечка Ujhely. Как и ряд других хасидских направлений, сатмарские хасиды отрицают Израиль, но не призывают его отдавать арабам. В американской сатмарской прессе предлагается превратить его в светское ненациональное государство, подобное США или в нейтральную зону под контролем ООН. Однако, проарабские позиции некоторых нетурейкартовцев строго отрицаются. Большинство сатмарских хасидов вообще не интересуются политикой, относятся к Израилю как к обычному "гойскому" государству с очень сомнительной репутацией. Другие антисионистские направления - Бобов, Мункач, Монси-Вижниц, Толдойс-Арон, Пупэ - придерживаются примерно таких же позиций. Антисионизм присущ большинству течений харейдим венгерского и галицийского направления.
Всего число религиозных евреев, отрицающих между собой Израиль, но не делающих из этого шума, достигает, наверное, где-то около четверти миллиона. К примеру, население Вильямсбурга, одного из хасидских районов Бруклина, и сатмарского поселения в Монро, пригороде Нью-Йорка.
Reply
Leave a comment