Началось все с того, что мне на электронную почту пришло письмо из активно раскручиваемой российской бюджетной авиакомпании Скай-Экспресс. Забегая вперед, подчеркну, что сейчас, почти год спустя после этой поездки, я не летаю Скай-Экспрессом, и не рекомендую этого делать никому.
Компания резко испортилась. Подробнее - здесь. А тогда все еще было иначе. Они обещали всем зарегистрировавшимся на их сайте до определенной даты презентовать по 500-рублевому ($20) билету на любое из их направлений. Шанс что это "выгорит" - ничтожен, и сей банальный "пиар-ход" я понимал как никто другой. Но, к собственному удивлению, полгода спустя, не без интереса открыл их послание и узнал, что если я не выкуплю бонусный билет до 1 июля, то он просто пропадет. На дворе - 28 июня, поздний вечер. Причем тут финская Карелия, может спросить читатель? Погодите, далее все будет ясно!
С непотопляемым скептицизмом иду по нужной ссылке, про себя улыбаюсь, морально готовясь к многочисленным звездочкам и условиям акции, предположительно указанными крохотными буковками в самом низу текста. Читаю. Бдительно вглядываюсь в слова и предложения. Хммм, на первый взгляд никакой "засады" нет. Но где же кроется обман? Не может быть все так просто, ну в природе не бывает!В конечном итоге, довольно неожиданно для себя, я взял и купил билеты в Санкт-Петербург с вылетом в пятницу 29 июня вечером, и возвратом в Москву 3 июля днем. Все вместе обошлось в 1066 рублей. Распечатал бланк билета с сайта авиакомпании. И задумался. Не много ли на себя взвалил? За прошедшие две недели я успел вернуться из США и Канады, успел на неделю сгонять в Болгарию с Турцией, теперь вот Санкт-Петербург, а уже 5-го июля лечу в Екатеринбург. Явный перегруз жизненных сил и эмоций. И чего я так поспешил? Теперь, менее чем за сутки до вылета надо срочно придумать, зачем я лечу в Питер, и чем буду там заниматься трое суток. Великолепно. В кавычках, разумеется. Наверное, это и называется "грамотно" организовать себе выходные?
Вариантов я видел несколько. Санкт-Петербург, прекрасный и красивейший город, я неплохо его знал, и неоднократно в нем бывал ранее. Теоретически можно было попробовать созвониться со старыми питерскими знакомыми и обрадовать их собственным приездом. Но ждут ли? Люди могут иметь свои планы на выходные. Да и мне самому хотелось некоего экспромта, чего-то большего, нежели банальный приезд в гости. Итак. Прилетаю в питерский аэропорт Пулково в 21.45 вечера. Весьма и весьма позднее время для экспромтов в чужом городе, ничего не скажешь. Но, неожиданно решил для себя - вот это и будет настоящий экспромт - попробовать ничего не планировать заранее и определиться на месте. Безумие? Да.
Как я чуть было не остался в Москве
Аэропорт Внуково, стойка регистрации авиакомпании. Протягиваю листок с бронью и паспорт. На душе скребут не просто кошки, а тигры. После того, как я два месяца назад вместо Кубы попал в Мексику благодаря неправильно выписанным билетам авиакомпании Бритиш Эйрвейз (с которыми сейчас сужусь), для меня каждый удачный вылет стал мощным прорывом. И надо же, судьба индейка подготовила новый "сюрприз" - дама на регистрации спрашивает - а вы оплатили билет? Отвечаю да, оплатил, разумеется. Та просит квитанцию об оплате. Объясняю, что оплачивал кредитной картой прямо на сайте их авиакомпании еще вчера, деньги пока не сняли, соответственно и распечатку я физически не могу предоставить. С другой стороны объясняю, что поскольку на листе моей брони есть номер заказа и собственно бронь, то это подразумевает, что оплата произведена. Но дама упорно твердит, что в их базе не указано, что я оплатил билет, и предлагает разбираться с их представителем, что сидит на втором этаже.
Так, очередной момент истины. Надо принимать решение. Может быть мне вообще не пытаться бороться за свой вылет? А лишь потребовать с глупых тетенек на регистрации (или представителя авиакомпании) письменный отказ в посадке, а затем, раздобыв где-нибудь достоверный документ о том, что в связи с не вылетом я потерял крупный контракт на энную сумму и обратиться в суд на основании упущенной по вине ответчика выгоды? Раза два в жизни мне это вполне удалось. Друзья, не торопитесь ругать меня за сутяжничество - я, к сожалению, здорово "измучен Нарзаном" с этими авиакомпаниями. Если они не готовы и не умеют работать грамотно - их надо учить, а за сбои и ущерб - наказывать звонкой монетой.
Но решаю все же попробовать уладить все миром. На втором этаже, в заветном кабинете номер 205, целая толпа возмущенных пассажиров штурмует представителя авиакомпании. Основная проблема - не регистрируют на рейс по самым разным причинам, связанным с оплатой билетов. В душном кабинете, где отчаянно работает сразу три вентилятора, уставшая и довольно злая тетенька держит оборону и пытается хоть как-то решать вопросы. Чудесно. До окончания регистрации на рейс всего 20 минут. Доходит и моя очередь, стараясь перекричать штурмующих, объясняю, что все оплатил, вот бронь, вот паспорт. Та сверяет в компьютерной базе и заявляет, что номер паспорта в брони не совпадает с моими со словами "Увы, ничем не могу помочь" возвращает мне паспорт назад. Как так?! Снова пробиваюсь к тетеньке, указываю ей, что все идеально совпадает. Та извиняется, и объясняет, что просто меня с кем-то перепутала. Говорит, что все нормально, что, мол, скажите там, на регистрации, что все нормально. Ну и дела! Зная, что на регистрации меня опять пошлют к "верхней" тетеньке, я настойчиво требую позвонить лично и предупредить, что сейчас подойдет пассажир Лапшин и что его следует немедленно зарегистрировать. До окончания регистрации пять минут.
О чудеса, я уже в салоне самолета. Не прошло и почти часа баталий и разбирательств на вечную российскую тему - кто виноват и что теперь делать. Думаю, такие сбои бывают не только в этой авиакомпании. Вспоминаю родной Аэрофлот, где при заказе билетов по Интернету, вам необходимо явиться в аэропорт за 4 часа (!) до начала регистрации, поскольку, якобы, после этого они уже не успевают выписать бланк билета на основании брони. И даже при этом авиакассир вынужден звонить в головной офис и спрашивать, прошла ли оплата. Очевидно, что в России система заказов билетов через интернет пока функционирует весьма и весьма слабо. Взаимодействие между системами оплаты и собственно оформлением билетов хромает. Тем более, когда вы оплачиваете билет менее, чем за сутки до вылета, да еще и кредиткой.
Питерский экспромт
Аэропорт Пулково в Санкт-Петербурге. На часах около десяти вечера. Вот теперь самое время и придумать, что делать. Занимаю место в зале ожидания, достаю карту северо-западного региона, а вместе с ней атлас стран Скандинавии. В принципе вариантов много. Можно уехать ночным автобусом в Хельсинки, можно в Таллин. Можно махнуть на поезде в Петрозаводск. А можно и просто, переночевав в Питере, утром отправиться в район Выборга и посвятить время поездкам по местам Зимней войны с финнами 1940 года.
И тут упомянутый ранее элемент экспромта нашел меня сам. В момент, когда я изучал карту северной части Ленинградской области, ко мне подошла чрезвычайно приятная дама лет тридцати, и смущенно извинившись за нарушение моей сосредоточенности, спросила, можно ли ей буквально на минутку воспользоваться моей картой и посмотреть, как ей лучше проехать на машине до финской Лаппенранты. Разумеется, какие вопросы - я протянул ей атлас, а попутно поинтересовался, неужели она собирается ехать прямо сейчас, в ночь? Она ответила, что едет не одна, а с подругой. Попутно поведала, что они встречали третью подружку, которая должна была прилететь из Москвы, но почему-то не прилетела и даже не позвонила. Ну разумеется, не прошел платеж за билет - грустно усмехнулся я про себя. Вдруг ловлю на себе ее (дамы) пристальный взгляд. Скажите, обратилась она, возможно, это кажется полным абсурдом, но это не ваш рассказ про
путешествие по Латинской Америке лежит на нескольких туристических серверах? Я спросил, с чего она это взяла? На что получил логичный ответ - "ваш атлас подписан именем и фамилией автора того рассказа про Латинскую Америку", так что?
Не буду греха таить - у меня уже возникла мысль, что во всей истории с моим приездом в Питер, прослеживается некая логическая линия, ведущая меня куда-то. Да, я не без элемента удивления признался, что это действительно мой рассказ. Как говаривал Жванецкий, вспоминая молодость "Тогда, на заре своей карьеры, я еще испытывал нормальное человеческое наслаждение, когда меня узнавали окружающие". Радости девушки не было предела. Она заявила, что в жизни я намного лучше, чем на фотографиях, и что она тоже хотела бы побывать в Латинской Америке. На этот раз пришла моя очередь смущаться, и я отпарировал, что я отнюдь не заслужил такого потока комплиментов и лестных эпитетов. Более того, достаточно много других людей посетило не только Латинскую Америку, но и гораздо более экзотические страны мира, где я никогда не бывал и вряд ли окажусь там.
Далее разговор перешел в более предметное русло. Она поинтересовалась, что я тут делаю, и я ответил (совершенно искренне), что думаю, куда бы сгонять на выходные. Она спросила, а куда именно я собираюсь ехать, а я ответил примерно так "Если вы не против, то я составлю вам компанию", на что она ответила "Я вовсе это не имела в виду, и отнюдь не намекаю на то, что бы звать незнакомого человека с собой в дорогу", и тут же добавила "Но если вы настаиваете, то мы могли бы это обсудить". На что я ответил, что "Вовсе не настаиваю, но думаю, что нам это стоит обсудить прямо сейчас, поскольку время довольно позднее и пора выдвигаться в дорогу". На что получил согласие обсудить маршрут. Чем мы немедленно и занялись, прекратив тем самым обмен любезностями.
Через десять минут мы уже ехали втроем на ее Ладе через вечерний Санкт-Петербург, и во всю обсуждали саму абсурдность происходящего. Я был вынужден признаться, что не являюсь маньяком-насильником, и в свою очередь попросил их клятвенно пообещать не истязать меня в дороге коварными женскими пытками с привязкой к дереву. Вдоволь посмеявшись и обменявшись обещаниями не "маньячить", мы, покинув северную Венецию, взяли курс на финскую границу. На часах - полночь.
Из моего прежнего опыта путешествий в Финляндию на машине, пересечение российско-финской границы, как правило, крайне изнурительное занятие. Очереди могут быть огромными, а время прохождения занимать от часа (да, и такое бывает) до 8-12 часов. И любой из вариантов возможен, с большим креном в пользу большей длительности. Подумав, мы решили пересечь границу через КПП Торфяновка (Vaalimaa на финской стороне) и утро открыть посещением маленького городка-крепости Хамина, что на берегу финского залива, в 30км западнее границы с Россией.
В этот раз удача была на нашей стороне. Мы были единственными, пересекающими границу в три часа утра. Пограничники с сонными лицами и безо всякого энтузиазма дежурно заглянули в наш багажник, затем очень быстрый паспортный контроль и вот мы, проехав примерно двухкилометровую нейтральную зону, подъехали к финскому пограничному терминалу.
Хамина - Лаппенранта - Йоэнсуу - Савонлинна - Коли (487км)
Финны, на радость, тоже в эту ночь не проявляли повышенной бдительности, и уже минут через двадцать мы выехали из терминала в сторону Хамины. Странное ощущение, когда путешествуешь по северной стране в период Белых ночей. Теряется ощущение времени и места. На часах нет и четырех утра, но светло, словно ясный день. Пустынные селения и хутора, плюс совершенно пустая автострада Санкт-Петербург - Хельсинки придают ситуации необычного шарма. Очень скоро мы сворачивает с главной дороги и въезжаем в исторический центр Хамины.
Здесь самое время не только сделать перерыв, но и сменить здорово уставшую Лену - нашего бессменного шофера от самого Питера. Здесь не без интриги.
Дело в том, что я, не предполагая, что придется оказаться за рулем, даже не взял с собой из Москвы водительские права. Значит, придется ездить без прав, что является весьма серьезным нарушением, выходящим за рамки обычного штрафа. Но не заставлять же уставшую и не выспавшуюся девушку опять садиться за руль, ведь это не только жестоко, но еще и опасно для всех нас. Соломоново решение. Я буду вести, а Лена будет дремать рядом на переднем сидении. В случае, если нас про какой-то причине остановит финская дорожная полиция, то я автоматом проезжаю метров двести вперед, и мы моментально меняемся местами. Благо, что заднее и боковые стекла у машины тонированные, и со стороны совершенно не видно, сколько людей внутри, и кто именно. Мы протестировали в нейтральной ситуации, как будем меняться местами в случае ситуации экстремальной. Что и говорить - "Лада-2109" своими очень компактными размерами делает эту задачу весьма непростой процедурой. Мы с Леной застряли где-то между коробкой передач и рулем, под дружный хохот ее подруг. Те не преминули сфотографировать наши потуги поменяться местами, и, надо заметить, выглядело это на фотографии чрезвычайно пикантно.
Хамина - это небольшой исторический городок, во все времена выполнявший роль укрепленного форпоста между Россией и шведами. Но продержалась крепость всего 20 лет, после чего была взята штурмом русской армией под руководством Суворова. Именно в Хамине, в 1809 году, был подписан важный договор между Россией и Швецией о присоединении всей Финляндии к России. Сразу после захвата этих земель, Россия приступила к созданию мощной линии обороны, вытянувшейся с севера на юг. Собственно говоря, почти все финские исторические города (за очень малым исключением), имеющие хоть какие-то архитектурные памятники прежних эпох, относятся именно к периоду русско-шведских войн и позднее - российского периода. И, опять же, как правило, речь будет идти либо о линиях обороны, либо о дачах российской знати 18-19 веков.
Исходя из вышесказанного, любое определение финских достопримечательностей как исторических, есть понятие очень относительное. Финляндия - не Египет, не Израиль и не древняя Греция. Здесь никогда не было мощных культур, древних царств и чудес света. Соответственно, здесь не следует искать то, чего и быть не может. Зато Финляндия это страна тысяч озер, дремучих девственных лесов, множества островов на Балтике и образец новой, современной культуры и архитектуры, созданной уже во времена финской государственности.
И Хамина - ярчайший пример сказанному. Здесь несколько маленьких изящных церквей, мощеные улочки в радиальной планировке и крепостные валы чуть в стороне от исторического центра. В целом очень милый и тихий маленький городок, где приятно провести пару часов в неспешной прогулке. Зато, если свободного времени чуть больше, и вы интересуетесь военной историей страны, то стоит побывать в селе Виролахти (Virolahti), что возле самой границы с Россией, совсем рядом с пограничным переходом Торфяновка/Vaalimaa. Там отлично сохранились части знаменитой Линии Маннергейма, построенной финнами перед самой войной 1940 года, для защиты от советской армии. Это бункера, доты, противотанковые рвы.
После Хамины мы выехали на север, в Лаппенранту. Сейчас следовало разобраться с местом ночлега, поскольку никаких предварительных заказов отеля никто из нас не делал.
А надо заметить, что в летний период важно озаботиться этим до выезда в Финляндию, поскольку озерный край пользуется исключительной популярностью, как у самих финнов, так и у заезжих россиян.
И в Лаппенранте, довольно большом городе на берегу крупнейшего финского озера Сайма, мы в этом убедились.
Мест либо не было вообще, либо были в самых дорогих отелях ценой от 100 евро за двухместный номер. После примерно полутора часов поисков, мы отыскали вполне приемлемый вариант в отеле Karelia-Park, что в 3 км к западу от центра города.
Здесь мы отдали за двухместный номер всего 58 евро вместе с завтраком. С целью экономии скрыли одну из девушек, а затем тайно ее провели в номер. Спать втроем на двух кроватях - это нечто из студенческих походов, ностальгическое и милое. И главное - экономное.
Здесь, из последних сил позавтракав, мы отправились в номер и рухнули спать. Надо было набраться хотя бы немного сил, поспав пару-тройку часов.
Лаппенранта имеет схожую с Хаминой историю и поросшие зеленой травкой крепостные валы, построенные русскими солдатами в ту же эпоху, что и в Хамине. Крепость возвышается над пристанью, от которой отходят прогулочные суда по озерам. Очень живописное место. Но наш путь лежит дальше, в сторону городка Савонлинна, где сохранилась самая красивая в Скандинавии крепость на острове, посреди живописного озера. Путь туда, протяженностью в 150км пролегает вдоль границы с Россией, минуя городок Иматра с его водопадом и узловую железнодорожную станцию Париккала (Parikkala), за которую шли ожесточенные бои в 1940 году.
Савонлинна, несомненно, один из самых живописных городков Финляндии. Это и шикарная островная крепость Олавенлинна с мощными стенами и сторожевыми башнями, и множество островов, и мосты, и сам милый городишко. Исключительно райское место с очень приятной аурой.
Йоэнсуу - довольно крупный город в центре финской Карелии, примерно в 120 км севернее Савонлинны. Здесь особенно нечего смотреть, за исключением аккуратного центра с парой приятных современных церквушек. Далее наш путь лежит еще севернее, к национальному парку Коли (Koli), что еще в 80км на север. По пути мы сделали краткую остановку в военном музее под открытым небом возле хутора Марьялла (Marjala), где сохранились два укрепленных бункера оборонительной линии Сальпа, являвшейся частью линии Маннергейма. Внутри бункеров все отреставрировано и превращено в музей.
Итак, ближе к десяти вечера(!), мы добрались до Коли. Именно в десять, я не ошибся. Но ведь на нашей стороне Белые ночи! Светло как днем. Какое же имеет значение, в котором часу путешествовать по Финляндии, если здесь вполне светло 20 часов из 24 возможных?
Природный парк Коли представляет собой горный хребет, вытянувшийся на несколько десятков километров, и возвышающийся сразу над несколькими крупными озерами: Пиелинен, Ерро, Пасон и Эрра. Дорога долго петляет по серпантинам, пока не поднимается на высоту около 400 метров над уровнем море.
Здесь расположен зимний горнолыжный курорт с канатной дорогой, дорогой отель и небольшой туристический комплекс. Но главная жемчужина этого места - фантастические, просто уникальные панорамные виды на озерный край.
Признаюсь, попутешествовав в своей жизни немало, я был искренне поражен красотой увиденного. И не только я, но и мои прекрасные спутницы, у которых аж дух захватило. Не зря, не зря мы, уставшие и не выспавшиеся, ехали сюда почти целый день!
На следующий день, вдоволь отоспавшись и встав к обеду после очередной ночной дороги через весь восток Финляндии, мы решили побывать в городке Иматра, известном своим водопадом. Здесь, всего в 10 километрах от границы с Россией, река Вуокса, впадающая в Ладожское озеро, пересекает ряд мощных порогов.
В 1929 году тут был построен канал и сразу же после этого возведена ГЭС, ныне дающая электричество каждому десятому финскому дому. К сожалению, после запуска ГЭС, речка в своем природном русле здорово обмелела, и местами совершенно исчезла. Но не будь финны финнами, если бы они не нашли решение проблеме. Ежедневно в 19.00 канал ведущий к ГЭС блокируется, и воды Вуоксы устремляются своим естественным путем. Это впечатляющее зрелище.
Прямо в центре города, под музыку Бетховена и радостное улюлукание сотен и тысяч туристов и местных жителей, на глазах у всех дамба опускается, и устрашающий поток воды с ревом устремляется с 30-метровой высоты вглубь природного каньона, бурля и пенясь на полукилометровых каменистых порогах. Зрелище исключительное, достойное специальной поездки в Иматру. Сам городок совершенно обыкновенный. Здесь изящная прогулочная улица с множеством бутиков, кафе и лавочек с сувенирами. Время от времени тут проводятся музыкальные фестивали, как в день нашего приезда, когда тут музицировали местные джаз-бэнды.
На следующий день утром пришло время возвращения в Санкт-Петербург. Рано утром мы покинули отель, сделали последний круг по центру Лаппенранты и выехали в направлении пограничного перехода с Россией Nujamaa / Брусничное. Замечу, что нам повезло и в этот раз. Не Прошло и двух часов с момента выезда из Лаппенранты, как мы уже пересекли границу и выехали на трассу Выбор - Санкт-Петербург.
Путешествие в Финляндию мне понравилось. И я решил отправиться в Норвегию. Фьорды и суровая северная природа влекли неумолимо! Про Норвегию--->