Еще один из "архивных" отчетов (помимо
Никарагуа и
Сальвадора), по неясной причине не публиковавшихся ранее. С чего-то я решил тогда, в 2008 году, что читателю нужен исключительно "экшен", поэтому рассказывать о столицах латино-американских городов не нужно. С чего я так решил - не знаю. Исправляем. В Коста-Рику я летел сложным путем: вылетел из Вашингтона, затем в Атланту, затем был Майами (где я провел пару дней - более тоскливого места давно не встречал), и в итоге долетел до Коста-Рики. Откровенно говоря, о Коста-Рике я знал немного. А перечитывая путеводитель, начинал понимать, что сильно промахнулся с выбором сезона для поездки - сезон дождей. В остальном же страна выглядела очень привлекательно. Потрясающая тропическая природа, великолепные пляжи Карибского и океанского побережий, действующие вулканы, водопады, богатый животный мир.
Кстати, можете наблюдать вылет из Майами. Аэропорт и спально-котеджные районы города -
Три с половиной часа полета и самолет садится в Сан-Хосе -
Аэропорт имени Хуана Сантамарии в Сан-Хосе небольшой, совершенно цивильный и очень уютный. Паспортный контроль занимает считанные секунды и вот шумная толпа пассажиров нашего Боинга попадает в руки принимающих турфирм и таксистов, ожидающих у входа. Достаточно легко сориентировавшись, я вышел за пределы терминала прямо к проходящей рядом автостраде и через минуту уже ехал в проходящем автобусе из близлежащего городка Алахуэла (Alajuela) в Сан-Хосе, до которого 20 километров. Несколько слов относительно упомянутой Алахуэлы - это чрезвычайно удобное место для ночлега перед утренним вылетом, поскольку расположена всего в паре километров севернее аэропорта. Там есть несколько простых отелей, где можно провести ночь. Добраться до терминала можно на любом автобусе, следующим каждые 15 минут в Сан-Хосе, либо прогуляться полчаса пешком. Вместе с тем, ночевать в Алахуэле прилетев в Коста-Рику было бы не совсем разумно. Дело в том, что в этом городке нет междугородной автобусной станции, и если вы планируете с утра выехать в дорогу, то все равно придется прежде доехать до Сан-Хосе, где сделать пересадку.
В город я приехал около полуночи, и, памятуя о том, что Сан-Хосе является достаточно опасным городом, решил не проводить на ночных улицах больше времени, чем это требуется для нахождения простого отеля. Трагикомично, но проявив осторожность в относительно спокойном (по латино-американским меркам) Сан-Хосе, я, неделей спустя, абсолютно расслабился в сто раз более опасном Никарагуа и нарвался на
грабителей. Не будем о грустном. Путеводитель в ярких красках описывал столицу Коста-Рики как весьма неоднозначное место, которое еще и становится опасным с наступлением темноты. Воздержусь от согласия, или опровержения информации из книги. Скажу одно. Цивилизованный и вылизанный центр города довольно резко переходит в районы откровенных трущоб, тупиковых темных улиц, множество бомжей, спящих прямо у стен зданий и горы мусора. Как вы понимаете, самые дешевые отели расположены как раз там, а не возле изящного и освещенного Парламента, или Национального музея.
Я остановился в простеньком отеле Nuevo Johnson, что в блоке от автобусной остановки на аэропорт. Вероятно, это не лучшее место для одинокой туристки, или излишне чувствительного джентельмена. Тут временами шумно из-за бильярдной в фойе, длинные темноватые коридоры. Но есть самое важное - чистая постель и собственные удобства в номере. Причем с горячей водой, что для Латинской Америки не частое явление. И даже с телевизором. Заплатил за одноместный номер 10 долларов. А за окном лил дождь, что не могло не печалить. Весьма трудно было представить себе, как я буду путешествовать по вечнозеленым тропическим лесам, когда беспрерывно льет дождь, а в горах оползни. Кроме того, судя по прогнозу погоды на местном канале CNN (для Латинской Америки), все горные районы затянуты туманом. Таким образом, я пришел к следующем выводу. Поскольку Коста-Рика это страна богатая своей природой, но бедная историческими городами и памятниками, то сейчас имеет смысл выехать в сторону соседней Никарагуа. Разложив перед собой карту региона, я решил, что старинные никарагуанские колониальные города Гранаду и Леон я могу познавать и в дождь. В отличие от крутых гор Коста-Рики. А когда погода исправится (судя по прогнозу - через три дня), то я вернусь назад в Коста-Рику, благо расстояния незначительны.
Исходя из выводов, сделанных накануне, я с утра отправился на одну из автостанций города, откуда отправляются автобусы в сторону Никарагуа. Касаемо автобусов и автобусных станций, хочется добавить несколько нюансов. С одной стороны, Коста-Рика является единственной страной Латинской Америки, где автобусный парк не состоит исключительно из старых американских желтых школьных автобусов. Основную часть парка составляют довольно новые машины производства Бразилии, имеющие кондиционеры и удобные сидения. Все это делает путешествие на автобусе удобным и не столь изнурительным, как в соседней Никарагуа. Автобусное сообщение отлично развито, и в любой самый малый населенный пункт можно легко добраться. К сожалению, как и в соседних странах, в городах нет стационарной автобусной станции. На каждое из направлений работает своя автобусная компания, имеющая свою станцию. В Сан-Хосе таких станций не менее пяти, находящихся в разных частях большого города, что несколько осложняет путешествие. Узнать расписание практически не представляется возможным для туриста, кроме как лично посетить нужную станцию. Не менее часа потратил я на поиск нужной мне станции, отчаянно петляя среди складских помещений и ремесленных мастерских.
В конечном итоге, найдя нужную станцию, называемую в народе “Кока-Кола” (когда-то на ее месте были склады готовой продукции этой компании), я узнал, что нужный мне автобус до пограничного пункта Playas Blancas будет только через три часа. Это подразумевало, что я проведу в дороге весь световой день, и окажусь на никарагуанской стороне уже затемно. Нет, так дело не пойдет. Следовало выезжать немедленно и уже сегодня добраться. Я перебазировался на другую автостанцию, где занял свое место в автобусе до городка Лос-Чилес (Los Chiles), где расположен второй и последний пограничный переход с Никарагуа. Судя по путеводителю, две страны там разделяет тропическая река Рио-Фрио, а собственно переправляться на противоположный берег придется на настоящей пироге. Не мог я подозревать, в какие приключение выльется эта поездка.
По мере спуска с гор и приближению к никарагуанской границе, начинает меняться и окружающий “социальный пейзаж”. Если большую часть пути я не без интереса наблюдал вполне благополучные городки и деревни, с хорошо одетыми и улыбчивыми людьми, с аккуратными домиками, богатыми ранчо, множеством новых и приличных автомобилей, то теперь все стало иначе. Во-первых, потянулись печальные районы повальной вырубки тропических лесов. Тысячи пеньков буквально уходили за горизонт, приличные жилища сменились на бедные, часто слепленные из подручного материала халупы. А автобус в каждом новом селении встречали стайки детей-попрошаек. Не могу сказать, что все это здорово шокирует - в конце-концов я приехал отнюдь не в Швейцарию. Просто для меня это был своеобразный сигнал, напоминающий о необходимости собраться и быть готовым к любым неожиданностям, свойственным стране третьего мира.
Стоп! Я увлекся рассказом о поездке из Коста-Рики в Никарагуа, но совершенно забыл про Сан-Хосе. Давайте немного погуляем по столице, а потом уже дальше -
Основанный испанцами в 1738 году, Сан-Хосе до начала XX века был захолустным городишкой в горах. Все дело в том, что здесь изначально были проблемы с питьевой водой из-за рельефа местности, а кроме того все торговые пути проходили мимо. Таким образом, будущая столица имела статус некоего испанского форпоста средней степени важности. Здесь никогда не возводили изящных кафедральный соборов, или мощных крепостей. Здесь изначально был городишко, именно так, с окончанием на "..шко".
С провозглашением независимости Коста-Рики, город стал стремительно развиваться, сегодня в нем проживают около 400 тысяч жителей. Чем еще интересен Сан-Хосе? Здесь, на мой субъективный взгляд (подтвержденный статистикой) самый высокий процент белых жителей (прямых потомков испанцев) из всех стран Центральной Америке. Белых около 80% населения. В качестве сравнения, в Никарагуа всего 17% белых, а в Гондурасе и Гватемале - и того меньше.
Еще здесь запредельное количество красивых девушек.
Проведя сутки в Сан-Хосе, я выехал в сторону границы с Никарагуа в районе Лос-Чилес, на северо-востоке страны. Там предполагал переправиться на лодке в никарагуанский Сан-Карлос. Но обо всем это отдельный отчет "
Как я уплывал в Никарагуа" -