Пожалуй, впервые в жизни я абсолютно не расстроился из-за отмены своего авиарейса. То ли стал более философски оценивать жизнь, то ли отмена рейса ни капли не разрушила планы. Буквально двое суток назад летел из Алматы в Екатеринбург с пересадкой в Астане на "Air Astana". Стыковка предполагалась ранним утром и всего полтора часа. На деле же застрял в Астане почти на 8 часов, поскольку стыковочный рейс Астана - Екатеринбург взяли и перенесли на поздний вечер, конечно же никого не поставив в известность. К общению с авиакомпанией мы еще вернемся в конце поста, а пока предлагаю поговорить о чем-то более радостном. Например о казахстанской столице Астане, которая растёт с каждым годом. Впервые посетил этот город в 2003 году, затем в 2008 (отчет о той поездке
здесь), и вот теперь в 2012-ом. В первом отчете я сделал вывод, что город красивый но... потенциально неживой, созданный из личных амбиций казахстанского президента Назарбаева. Сейчас я окончательно убедился в прежних выводах. Колоссальные деньги все еще вливаются в многочисленные изящные и бессмысленные проекты, но наметилась тенденция на захламленность и заброшенность. Плюс, некачественная работа турецких подрядчиков начинает становиться заметной: на зданиях появляются трещины, постепенно кой-где разваливается уличная плитка на бульварах и в парках, много где прекратили работу еще совсем недавно радовавшие глаз фонтаны. Но процесс в целом идет, все больше новых зданий и все также мало на улицах людей. Странное место.
Причин переноса столицы в Астану называется несколько, начиная от искреннего желания развивать малонаселенный север Казахстана и заканчивая страхом, что преимущественно русское население северного и восточного Казахстана может склониться к сепаратизму, стоит лишь хоть чуть-чуть испортиться отношениям с Россией. Вторая версия выглядит более реалистичной, как вы считаете? В пользу этой версии говорит массовое переселение в Кустанай и Петропавловск уйгуров (тюркоязычных китайских мусульман), десятки тысяч которых репатриировались в Казахзстан из Китая. Примечательно, что расселять их решили не в традиционно казахском Чимкенте, или Кзыл-Орде, а именно что на севере, ближе к границам с Россией.
И все же, Астана безусловна интересна и достойна хотя бы полного дня прогулок. В городе есть все для вполне комфортной жизни, кроме, пожалуй, рабочих мест. Именно по этой причине массовый приток жителей мы можем наблюдать лишь основываясь на официальной статистике, а улицы города по-прежнему пустынны.
Главная мечеть Астаны, построенная на катарские деньги. Тетенька на фото не имеет ко мне никакого отношения, а лишь загораживала собой нужный ракурс -
Про отмену рейса и общение с Эйр Астаной
Как известно, Air Astana - флагман казахстанской гражданской авиации и личная фирма Нурсултана Назарбаева (если быть точным - его дочери). Новые самолеты, вежливый персонал, европейский менеджмент от генерального менеджера Питера Фостера и заканчивая простыми авиатехниками-британцами и немцами. И все же, рыба ,как известно, гниёт с головы и "совок" неистребим, пока у руля стоят советские люди. Поясню, что имею в виду. Исходя из 18-ой статьи "Закона РК о транспорте", в случае задержки вылета более, чем на 2 часа - полагается питье и два бесплатных звонка по телефону, 4 часа - горячее питание, 8 и более часов - гостиница и право за счет авиакомпании улететь любым альтернативным рейсом. Плюс, в дополнение ко всему сказанному, пассажиру выплачивается по 3% от стоимости авиабилета за каждый час задержки.
Друзья, угадайте с трёх раз, исполнили ли казахи хотя бы один из пунктов? Таки да, один они исполнили - налили водички в пластиковый стакан, причем с боем и долгими перезвонами супервайзеру и прочим, выясняя, достойны ли пассажиры стакана воды. Все. Больше не сделали ничего. Отказывались даже выдать бумагу о том, что рейс был отменен. Что касается горячего питания - отказали сходу и однозначно, мол, "кончились бутерброды". Что касается гостиницы - отказали уставшим людям на том основании, что рейс задержали всего лишь на 8 часов 20 минут, а чтобы получить отель надо, якобы, 9 часов. Никакие тыкания их носом в казахстанские законы действия не возымели. Тоже самое касательно компенсаций в 3% за каждый час задержки - они выдали всем по клочку бумаги с указанием телефонов отдела по работе с клиентами. Как вы понимаете, ни один из номеров не работал. Вот, собственно, и все.
Можно лишь добавить, что моя попытка снять на видео беседу с сотрудниками Эйр Астаны едва не привела к задержанию меня милицией. Супервайзерша подняла крик, мол, я не имею права направлять на нее камеру. Прибежал милиционер и попытался проверить у меня... (это охренительно!)... регистрацию по месту пребывания в республитке Казахстан(!). Мент был вежливо послан к такой-то матери, по тому же принципу, что и посылаются московские менты в метро. А именно, в ответ на его требование предъявить паспорт и регистрацию, я попросил его самого представиться и предьявить документы. Тот несколько опешил "Вы что, думаете я не милиционер?". Отвечаю ему, что многие в наше время переодеваются в милициейскую форму и вымогают деньги у туристов. Тот пробубнил что-то на тему запрета фотографировать (собственное удостоверение так и не показал) в здании аэропорта и попытался взять у меня камеру из рук. Но я ему попросту камеру не дал, предложив позвать начальника смены. Тогда мент сказал, что может меня арестовать. Я предложил сделать это немедленно с обязательным оформлением протокола, но тот вдруг потерял ко мне интерес и ушел. Вот и пообщались с Эйр Астаной и их прикормленными ментами.
Уже добравшись до Екатеринбурга, написал письмо на мейл customer.relations@airastana.com, написал скорее из спортивного интереса, будучи уверенным на 99,99%, что ответ не последует. Письмо следующего содержания:
Номер резервации 3BTP**
Номера билета: 465 2402281***
Здравствуйте,
Рейс КС 271 из Астаны в Екатеринбург был задержан 16.06.2012 на 8 часов 20 минут. В соответствии со ст.18 "Закона РК о транспорте", при задержке перевозки пассажира по вине перевозчика последний уплачивает пассажиру штраф в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки. Таким образом, с учетом задержки в восемь полных часов, Ваша компания должна компенсировать эквивалент 8 часов * 3% = 24% стоимости билетов по резервации 3BTP**.
Прошу произвести выплату компенсации на счет банковской карты, с которой производилась оплата билетов на сайте airastana.com
Наша с Вами переписка на тему компенсации будет размещаться в открытом доступе в блоге puerrtto.livejournal.com, и тысячи читателей будут проинформированы о ее деталях, возможном игнорировании Вами данной претензии, о сроках рассмотрения и так далее. В связи с этим убедительная просьба - во избежание недопониманий решить вопрос оперативно и в соответствии с нормами законодательства. В первую очередь, это было бы в интересах авиакомпании.
С уважением,
Александр Лапшин