Собираясь съездить в армянский город Ванадзор (третий по величие город страны) я не предполагал, что мне придется ехать туда на такси из Еревана. Путешествия по Армении для самостоятельного туриста начинаются обычно с автовокзала "Киликия" в Ереване. Это такое большое советское здание, которое в наши дни выполняет роль исключительно места посидеть и дождаться вашего транспорта. Раньше там были кассы, диспетчеры, комната матери и ребенка, кафе и прочее. Сейчас от силы несколько офисов автобусных компаний, везущих людей в Иран, Турцию или Россию.
А как же с внутренними линиями по Армении? Где расписания, откуда отправляются автобусы? Все эти вопросы я задал водителям маршруток близ вокзала и они посмотрели на меня как на сумасшедшего. Какие расписания? Как заполнится "Газель", так и поедете. Лучше приходите пораньше с утра, а то потом можете и не уехать вовсе. Насчет Ванадзора меня успокоили, что туда ездит много маршруток и даже в два часа дня еще есть шанс уехать. Почему даже? Да потому, что например в города и села поменьше вы после обеда не уедете вовсе. Водителю невыгодно везти полупустую машину, а государство их никак не поддерживает. Хочешь в какой-нибудь Горис и не готов ждать 2-3 часа, пока наберутся пассажиры? Плати за полный салон и поедем. Или бери такси.
Друзья, я просидел в этой ванадзорской маршрутке (та, что на фото внизу) почти 40 минут. За это время туда сели две женщины. Водитель печально развел руками, что нужно набрать еще хотя бы 10 человек, иначе он не поедет. Маршрутка стоит на солнце, внутри как сауна. Нечем дышать, пот льется градом. Можно конечно выйти и продолжать сидеть в здании автовокзала, но тогда кто-то может занять ваше место в маршрутке. Вот и высиживают несчастные люди в раскаленной от солнца машине, сторожат место. Одно радует, проезд всего 1000 драм (2 евро) за 120 километров пути.
Эти древние и опасные (из-за газовых балонов на крыше) автобусы выполняются городские линии в Ереване и пригородах -
Внутри вокзала затишье, кроме офисов автобусных компаний возящих местных челноков за товаром в Турцию, Иран и Грузию нет ровным счетом ничего -
Советская карта Армении еще до Карабахской войны -
Старые, еще советские билетные кассы. Давно не функционируют, равно как и расписания на них остались с девяностых и тоже не имеют отношения к печальной действительности -
В итоге мне эти приключения надоели. Сильно напомнило черную Африку, где я побывал буквально месяц назад. Как в столице Сенегала, Дакаре, я часами ждал в раздолбанном микроавтобусе, пока мы отправимся. Мы отправились в итоге, после чего машина сломалась и таки никуда не уехали. Блин, но Армения все же не Сенегал?
Вылез я из ванадзорской маршрутки и вызвал такси. При этом, две женщины в маршрутке смотрели на меня с глубокой печалью, поскольку для них это означало лишь одно - теперь ждать придется еще больше, раз один из пассажиров потерял терпение и едет на такси. Что сказать? Такси до Ванадзора обошлось в 12 000 драм (20 евро), что для такси очень дешево. Ехал на какой-то побитой немецкой машине, которая вся скрипела и пыталась заглохнуть в дороге. Но таки доехали.
Забега вперед замечу, что если вам повезет, то вы сторгуетесь с ванадзорскими таксистами за 6000 драм за всю машину (10 евро). Обычно такие машины тоже отправляются по мере заполнения. Но где их искать и как вам с вашим туристическим лицом добиться реалистичноый цены - непонятно. Ко мне подходили таксисты и предлагали уехать "дешево" в Ванадзор за 15 000 драм при цене Яндекс Такси в 12 000. Ну, вы поняли.
Народ, так нельзя!Общественный транспорт он убыточен в любой стране мира, но он необходим. Нельзя отдавать общественный транспорт на откуп непойми каким маршруточникам. Государство должно заботиться о развитии и выживании регионов. Меня не удивляет теперь, почему малые города и села буквально вымирают. Там не только нет работы, но туда даже не уедешь. Если люди часами сидят в маршрутке в третий по величине город страны, то что говорить про какой-нибудь поселок куда наверное вообще 1-2 маршрутки в сутки и без расписаний?
Вот пустили хороший и быстрый поезд Гюмри- Ереван. Он ходит каждый день. Но почему его не продлить до Ванадзора? Это всего лишних 50км по существующей линии.
Между тем, приехали в Ванадзор -