Знаменитым этот поезд сделал роман Агаты Кристи "Убийство в Восточном Экспрессе", плюс одноименный фильм с Эркюлем Пуаро. Поезд идет, а великолепный сыщик неспешно находит убийцу. Действие фильма происходит пусть и не в Турции, а уже на территории нынешней Югославии (где из-за заноса поезд надолго встал), но отправной точкой являлся именно старинный вокзал Сиркеджи в Стамбуле. Немногое изменилось с тех пор, разве что поезд доезжает лишь до Будапешта, а не до Парижа. Лично я впервые прокатился на этом поезде в 1999-ом году, следуя из Турции в Сербию. Билет стоил сущие копейки, а экзотика зашкаливала от начала и до конца. В ночь с 28-го на 29-ое августа 2010-го года я вновь выехал этим же поездом из Стамбула в болгарский Пловдив, возвращаясь из Ирака и проведя в Турции несколько дней.
Технические детали для туриста
Билеты на поезд приобретаются в кассах исторического вокзала Сиркеджи (здание построено в 1890-ом году), купить их заранее по интернету невозможно. Но из моего опыта проблем не бывает. Как ни странно, но особенной популярностью поезд не пользуется. Основная часть туристов путешествует из Стамбула в свои страны самолетом, либо в крайнем случае автобусами.
Здание вокзала Сиркеджи
Тем же болгарам с румынами удобнее за 7-8 часов доехать до Софии и за 10 до Бухареста, чем за 12 часов на поезде в Софию и 19 часов в Бухарест. Плюс, автобусы отправляются каждый час, а поезд в 22.00, что подразумевает необходимость в нем спать. Те же мои болгарские друзья рассказывали, что они в свое время сели в Софии на автобус в 10 утра, и приехали в Стамбул уже к 18.00, а поезд это для них мучение: граница в 2 часа ночи, старые скрипучие вагоны, постоянные опоздания и задержки на границе.
Билетные кассы на вокзале Сиркеджи
Колоритный ресторан на вокзале Сиркеджи
Что касается цены, то билет на поезд в сидячий вагон (шестиместные купе с дверью) до Софии стоит 20 евро, а спальный (обычный ГДРовский спальный вагон класса СВ на троих) - 28 евро. Автобус, для сравнения, стоит как сидячий вагон поезда, зато идет вдвое быстрее. Резюме такое: если вам интересна экотика, то несомнено идите на вокзал Сиркеджи и садитесь в поезд, но если вам надо быстрее добраться из Турции до Болгарии, Румынии или Сербии - поезжайте на автобусе.
Вагон Стамбул - София. Вагоны далее: Бухарест, Белград, Будапешт
Есть еще один поезд, отправляющийся из Стамбула, он идет в греческие Салоники. О нем расскажу отдельно. Это поезд другого уровня: новый, комфортабельный и... существенно дороже первого. Спальное место в шестиместном купе стоит около 70 евро.
Собственно, поезд Стамбул - Салоники, который идет до станции Узункумпрю (граница) будучи прицепленным к турецкому поезду местного сообщения
Тем не менее, именно этот поезд необычайно популярен, и один раз даже не оказалось билетов. Он отправляется ежедневно в 20.00, то бишь двумя часами раньше Восточного Экспресса.
...если билетов в кассе нет?
Признаться, с таким я сталкивался лишь один раз, хотя ездил на этом поезде раз шесть за свою жизнь. Тогда вы вспоминаете юность, как вы (или ваши родители с вами-ребенком) подсаживались в поезда путем приватных переговоров с проводником. Здесь тоже самое. Поезд состоит из 7-8 вагонов и идет неизменным до болгарской станции Димитровград, где два вагона перецепляются на другой поезд до Бухареста. Оставшиеся продолжают путь до Софии, где отцепляются еще два. Затем оставшиеся вагоны прицепляют к поезду София - Белград и вы едете предпоследний отрезок пути в Сербию. Наконец, в Белграде, последний вагон (венгерский) прицепляют к поезду Белград - Будапешт. Вся дорога из Турции в Венгрию занимает порядка 35 часов.
Я не случайно рассказываю где и что перецепляется. Ведь от этого зависит с каким из проводников вам вести переговоры: болгарским, румынским, сербским, или венгерским. Зависит от того, куда вы едете.
"Продаются" все проводники без исключения. Более того, если поезд полупустой (что бывает нередко), то вы можете не покупать билет в кассе вовсе и спокойно подсаживаться договорившись на полцены. Таким образом я ездил в половине случаев, доезжая до Софии за 10-15 евро вместо 28. Неправда ли смешные цифры?
Не менее увлекательны будут и переговоры с проводниками. Допустим, что вы едете в Болгарию и ваш проводник усатый болгарский железнодорожник, много лет курсировавший с поездом Москва - София, лишь нa пенсии перебравшийся на турецкое направление. Разговор будет примерно такой:
-Добрый вечер, можно с вами в Софию?
-Добър вечер, другарю, вие можете да дойдете с мен в разговор на купе!
Заходите, тот вам говорит, мол, 28 евро, как в кассе. Вы возражаете:
-За 28 евро я могу в кассе купить, давайте 15.
-Е, брат. 15-ти май. Само защото сте ни спаси от турците, - смеется проводник.
Пограничная станция Капикуле (Kapikule)
По расписанию, в 2 часа ночи вы прибываете на границу с Болгарией. Перед границей будет последний турецкий город, Эдирне, чрезвычайно интересный и неизвестный массовому туризму. Настоятельно рекомендую. На поезд можно подсесть прямо оттуда, разве что не совсем удобно гулять до 1.30 ночи, так что смотрите сами по ситуации. Что касается границы, то вопреки привычному нам на границах СНГ, турецкие пограничники по вагонам с печатями не ходят. Это вам предстоит сойти на станции и идти к окошку паспортного контроля.
Как видите, обычный советский вагон
Поезд стоит в Капикуле ровно час, а за 10 минут до отправления турецкий пограничник пройдет по вагонам и проверит наличие выездной печати. Лучше, что бы печать у вас уже была, иначе вас просто высадят с вещами. Поезд ждать не будет. Как заметил мой сосед, болтливый сербский дядька, "Турки любят когда к ним ходят на поклон, гады. Нас столетиями убивали". Я спросил, так чего же вы к ним тогда ездите, раз так не любите? Тот взглянул на меня с удивлением "Так бизнес же!". Ну да, бизнес это святое.
Станция Kapikule, видите очередь в левом нижнем углу? Это пассажиры стоят за выездными печатями из Турции
Наш поезд из Стамбула
Болгарская пограничная станция Свиленград
После часововой стоянки на турецкий границе поезд трогается и буквально через 15 минут прибывает на болгарскую станцию Свиленград, где осуществляется болгарский паспортный и таможенный контроль. Примечательно, что печать в паспорт ставят "Капитан Андреево", это ближайшее с границей село, названное в часть местного партизана, погибшего в 1942 году. Болгары уже более привычно идут по вагонам, громко стуча в двери купе и говоря "Български паспортнен контрол!" -
Болгарская пограничная станция Свиленград
Здесь поезд стоит 35 минут. Паспорта не граждан Евросоюза уносят в здание вокзала, где штампуют и в конце возвращают обратно. До вступления Болгарии в Евросоюз все было проще. Они даже не вносили вас в базу данных, а лишь смотрели документы и ставили печать. Через полтора года, когда Болгария вступит в Шенген, контроль будет еще строже.
Cлева - болгарская въездная печать, справа - турецкая выездная
После границы самое время немного поспать, хотя это и непросто, ведь 5 утра. Светает. За окном красивая балканская природа, горы, поля, маленькие поселки -
В районе 10 утра, с часовым опозданием, я прибываю на нужную мне станцию Пловдив. Здесь в полдень встречаюсь с друзьями и мы едем в горный курорт Банско, где они завершают строительство небольшого отеля.
В последующие дни мне предстояло курсировать по Болгарии и Греции на забавном желтом фургоне, о чем отдельно рассказал в отчете "
На желтом фургоне по Болгарии и за рогами в Грецию".