Париж для меня город особенный в том плане, что в большинстве европейских столиц я побывал многократно, а в этом чудесном романтическом городе всего один раз, причем 23 года назад, в 1995 году. Все эти годы мечтал приехать сюда на недельку и обойти город весь, попытавшись проникнуться его волшебным духом. Видимо, не в этот раз. Прежде всего надо сделать то, зачем я сюда приехал - побывать в трех организациях, принимавших участие в борьбе за мое вызволение из цепких лап Азербайджана. Это в первую очередь RSF (Репортеры без границ), FIDH (Международная федерация по правам человека) и LICRA (Центр по борьбе с расизмом и антисемитизмом). Также, побывал в организации под названием DCRI (можете погуглить, что это за контора), но здесь азербайджанская история имеет лишь косвенную связь. Все эти встречи мне пришлось уложить в один день, поскольку прибыл в Париж вечером 7 мая на три дня, из которых все дни, кроме 9 мая были выходными. Короче говоря, забегался. Не ждите красивого рассказа про Париж, ибо я просто шел по улицам и фотографировал, все что вижу и даже до Эйфелевой башни не дошел, не было времени.
День начался с поездки на метро из пригорода, где я остановился у друзей. Долго изучал тарифы на городской транспорт, думал взять суточный билет за 10 евро и ездить не заморачиваясь с покупкой новых билетов на каждую поездку. В итоге автомат не принимал купюру в двадцать евро и махнув рукой я взял обычный одноразовый за 1,90 евро, скинув в автомат мелочь. И не прогадал, ибо в конечном итоге за день ездил на транспорте всего трижды и дневной проездной оказался бы бессмысленным. Я вообще много хожу пешком и если между двумя точками 3-4 километра, то даже не думаю идти на транспорт.
Центр культуры и искусства Жоржа Помпиду в центре Парижа, неподалеку от него моя первая встреча. Знаете, это здание, напоминающее со стороны огромный агрегат по очистке городской канализации, я даже запомнил с первого приезда! Очень хочу туда попасть и как и в первый приезд - не успеваю.
До встречи остается четыре минуты, перехожу с неспешной прогулки почти на бег. Опаздывать неправильно. Успеваю в итоге добежать до офиса за одну минуту до назначенной встречи. Бинго! С собой у меня довольно толстая папка бумаг, это распечатки всех тех угроз, что жители Азербайджана ежедневно шлют мне на Фейсбук. Я им никогда не отвечаю, а просто делаю скриншоты, распечатываю и подшиваю в папку. Там сотни сообщений от азербайджанцев, начиная с угроз сексуального насилия и заканчивая сожалениями, что Гитлер не закончил свое дело. Вот реально, пока распечатывал весь этот мусор, картридж закончился. А подшивки отношу в правозащитные организации, связанные с борьбой с расизмом и антисемитизмом. Но не только туда. Я таскаю эти бумаги и евродепутатам. Многие из них, признаться, удивлены тем, что в Азербайджане расцвел антисемитизм. Ну, то есть про конфликт с Арменией все слышали, Карабах и все прочее, а вот насчет ненависти к евреям слышат впервые. Плюсом к распечаткам из Фейсбука рассказываю, как заключенные в Баку орали через решетки "Аллах Акбар, мы до тебя доберемся, грязный жи**". Лучше узнать поздно, чем никогда. Пока сидели в первой из организаций и я рассказывал про пережитое, на месенджер пришло еще пара сообщений из Баку, мол, армянская ты подст***, мы до тебя доберемся. Сразу и протягиваю телефон правозащитникам, мол, читайте что пишут. Те скриншоты сделали для себя. Куда все это пойдет не знаю, наверное в какие-то архивы и всплывет на конференциях и семинарах связанных с темой расизма.
Еще депутаты, министры и правозащитники во всех посещенных в этой поездке странах не знали, что в Азербайджане законом запрещены армянские географические названия. Таскаю с собой решение Бакинского суда по тяжким преступлениям, где черным по белому написано, что факт того, что в своих статьях о путешествии в Карабах я пару раз назвал этот регион Арцахом, указывает на поддержку сеператизма. В Париже, столице европейской толерантности, народ вообще был в шоке. Нет, Франция безусловно считает Карабах территорией Азербайджана, но территорией, чей статус подлежит урегулированию. А вот насчет того, что Баку сажает людей в тюрьму за слово "Арцах" они даже представить себе не могли. Читают мое обвинительное заключение подписанное прокурором Рустамом Усубовым, читают приговор из Баку и только разводят руками. Сняли копии с моего приговора, взяли себе. Я им поясняю для большей убедительности, что это примерно как если Франция будет сажать в тюрьму этнических немцев Страсбурга, за то что те называют на своем родном языке регион не Эльзас-Лорейн, а Лотарингия на немецкий манер. Ну, то есть можно себе представить, что ждет армян Карабаха, если они вернутся под юрисдикцию Азербайджана, если бакинские уже сейчас им запрещают родной язык. Бред какой-то, если честно. Имей они хоть каплю мозгов, лучше бы инвестировали в Карабах, поддерживали бы всячески людей, которых считают своими гражданами. Как Грузия в отношении Абхазии, предоставляющая например хорошее и беспплатное лечение в тбилисских больницах абхазам, а также предоставляющая им свое гражданство.
Еще устроил народу небольшую презентацию. Вначале представил документы по датам судебных заседаний в Бакинском суде по моему делу: 22 июня 2017, 30 июня 2017, 4 июля 2017 и так далее, всего 11 заседаний. И затем задал вопрос, какая может быть связь между этими датами и трагической историей Второй мировой войны и германским нацизмом? На первый взгляд, никакого. Но, если посмотреть, с чем связаны эти даты, то становится не по себе: 22 июня 1941 - начало Великой отечественной войны, 30 июня 1941 кровавый львовский погром и массовые убийства львовских евреев (оттуда родом моя семья), 4 июля 1941 депортация евреев Риги в концлагерь Саласилс и их дальнейшее убийство и так далее, по всем другим датам. В последнем случае, это день траура в Латвийской республике. Европейцы меня спрашивают, может быть это ужасное совпадение, что все даты твоих судов так неудачно "легли" на историю Холокоста? Может быть и совпадение, отвечаю. А покушение на убийство в бакинской тюрьме 10 сентября 2017 в день рождения моей мамы (которой я за несколько часов до нападения звонил и руководство тюрьмы естественно знало об этом), это что, тоже совпадение? Те молчат в ответ, да и комментарии излишни.
Так, с одной встречей закончил, бегу на другую и далее по той же схеме, с презентациями и всем остальным.
Кто думал, что на площади Бастилии все еще стоит Бастильская тюрьма, поднимите руку. Нет, это не шутка. Будучи школьником и оказавшись тут в 1995, я вправду считал, что тюремный замок сохранился. Начитался Виктора Гюго, понимаешь ли.
Иду себе, никого не трогаю, а тут реклама "Швепса", взял пару банок напитка -
Даром раздают, даром, дамы и господа -
В одной из организаций случился смешной казус. Такое может случиться только во французской кинокомедии. Будучи в комиссии по правам человека в Париже, когда мне уже надо уходить, бронированная министерская дверь вдруг автоматически заблокировалась. И мы остались в огромном офисе, пытались по очереди открыть дверь. Не получается. Почти час боролись с дверью. Помните советский фильм "Гараж"? Девчонки не растерялись и мы организовали чаепитие, пока ждали приедезда мастера. Травили французско-еврейские анекдоты и ржали так, что из-за двери коллеги спрашивали, что мы там вообще делаем. Получилось настоящее "закрытое заседание" в прямом смысле этого слова :)))
Спешу на третью встречу и однозначно опаздываю из-за истории с дверью. Позвонил, извинился. Говорят, ничего страшного, ждут. Не люблю опаздывать...
Короче говоря, часам в шести вечера все закончил. Непредсказуемо долго просидел в последней по счету организации, причем процесс оформления пропуска затянулся, поскольку там нужен был паспорт, а я его не взял. Сами понимаете, там же жесткий пропускной режим, как на Лубянке в Москве. Короче, решили вопрос.
Уставший и выжатый как лимон выбрался на свет божий. Уже вечереет, а Париж даже и не увидел. А завтра улетаю в Грецию. Решил часа два пройтись пешком в сторону друзей, у которых остановился. По навигатору показывает, что идти около 8 километров, как раз должен уложиться в пару часов?
Дальше будут просто обычные зарисовки с парижских улиц, не всегда презентабельные. Просто то, что я вижу по дороге -
Прикольно, тут есть парк, названный в честь убитого в 1995 году израильского премьер-министра Ицхака Рабина. Он был застрелен человеком связанный со службой безопасности, Игалем Амиром, как раз в то время, когда я находился в Париже 23 года назад. Рабин поплатился за стремление построить мир с палестинцами и арабским миром.
Та самая река Сена, только вместо Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) будут вам пыльные баржи с цементом -
Прикольный мост!
Чем дальше двигаюсь по берегу Сены на восток, тем более мрачными становятся окружающие пейзажи.
Думаю, вечером тут следует проявлять внимательность, чтобы не познакомиться с нравами местного быдла. За 23 года Париж не поменялся как город, а вот его население изменилось кардинально. Очень много асоциальных элементов. Печально.
Что-то устал идти пешком, сяду я на метро и последние три станции прокачусь с ветерком -
Парижское метро оно ни в коем случае не живописное. Вся красота наверху, в виде церквей и дворцов вечного города. И это правильно, транспорт должен быть быстрым и удобным. Вкладывать миллиарды в лепнину как в Москве и затем сотни миллионов в ее (лепнины) постоянные ремонты, думаю, не имеет смысла.
От последней станции метро мне еще минут пятнадцать на автобусе -
Бинго, я на месте! Буасси Сен-Легер, это городок, куда лежит мой путь.
В принципе, обычный пригород, очень зеленый и чистый, со своими двумя замками, прекрасным парком и тремя озерами. Расскажу в следующей статье, чем живет "Подпарижье", тем более, что про Подмосковье сказано много, а про Подпарижье - нет ничего.