Бывший старец Соловецкого монастыря Иосиф долгое время скитался в каргопольских и олонецких пределах. В 1693 г. появляется близ Пудоги. Здесь он проповедовал свои идеи, «поучал христиан в православной христианской вере утверждаться, а от Никоновых новин велел удаляться…». Был убежденным сторонником самосожжений, за что великий Аввакум его вместе с еще тремя старцами называл «четырехконечной колесницей огненного горения». Пристанище имел в деревнях Колово и Ножово.
«
Зелёная- зелёная трава» на
Яндекс.Фотках
«
Вечерняя Водла» на
Яндекс.Фотках Когда прибывшие для подавления Пудожского мятежа 1693 г. стрельцы окружили несчастных «насмертников» в д.Строкинской, Иосиф собрался со своими сторонниками в «хоромах» и обратился с горячим словом к осаждающим, пытаясь привлечь их на свою сторону. Не стерпев его обличений, солдаты стали стрелять в него из мушкетов и убили старца. После этого находившиеся «в запоре» староверы подожгли припасенные заранее горючие материалы. Так произошла знаменитая Пудожская гарь в изложении Ивана Филиппова.
По разным подсчетам, она унесла от 800 до 1500 жизней и вошла в историю русского православия как последнее массовое самоубийство такого масштаба.
До сих пор место этой трагедии неизвестно. Возможный ответ на эту загадку находится в предании, которое записал в 1856 г. пудожский священник И.Георгиевский. Вот что там говорится:
…несколько деревень с жителями Погоста… заключили условие, чтобы при получении распоряжения (о преследовании старообрядцев - А. К.) немедленно произвести на колокольне звон, как условный знак к мученической смерти - самосожигательству. Но предосторожность эта послужила во вред им самим; точно получено было повеление к искоренению раскола, но в нем ни слова не было о строгом гонении на раскольников. Однако же нашелся какой-то чудак, который сделал условный звон; народ, приверженный к расколу, испуганный таковым звоном, немедленно сбежался в один дом в деревне Елькиной, заперся в нем накрепко и тотчас же дом объялся пламенем, и они все сгорели. Оставшиеся в живых, желая почтить память своих собратий - мучимых страдальцев, построили на пепелище часовню и называли её «часовнею горюющих родителей». Часовня эта существовала долгое время и только весною 1853 года истреблена была разлитием реки Водлы.
Исходя из этих слов, можно предположить, что «гарь» 1693 г. произошла в д. Елькинской, крайней из деревень погоста в коловском направлении . Это значит, что « насмертники» двигались в сторону деревни Колово и, быть может, далее на Рогозеро, где находилась опорный пункт раскольников. А конечной целью их похода, возможно, были скиты Сузёмка, куда в это время собирались сторонники древлего благочестия со всей России. Вот такое у меня предположение.