Часть 3. Продолжение. Начало: с 1 по 17 сентября, 13 октября, 8,9 ноября, с 23 по 27 ноября, 29, 30 ноября, с1-6, с 10 по 16, с 18 по 31 декабря 2010 года, с 3 по14 января, 15, 17 марта, 2 , 26 апреля 2011 года
Т.И. Грибкова (пос. Водла, Карелия)
ВОДЛИНСКИЙ ПОГОСТ
Сожжение Троицкой церкви, которая до 12 марта 1998 года стояла на учёте в Министерстве культуры г. Петрозаводска и была поставлена на государственную охрану как памятник архитектуры, - хороший повод поговорить об отношениях к окружающему миру и роли погостов в жизни крестьянского мира.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Троицкая церковь деревни Водлы для нас, краеведов Водлинской школы, была памятником, а для жителей деревни - святым местом, напоминающим об их молодости, о родителях, покоящихся в роще у церкви.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках К глубокому сожалению, нашлись поселковые ребята, которые не впервые разожгли в церкви костёр и, не погасив его, оставили. В 4 часа 50 минут церковь вспыхнула, как факел, и пожарные ничего сделать не смогли. Осталось лишь обгоревшее дерево.
Немного истории Водлинского погоста, с которого началась жизнь людей в деревне Водле. Погост - место, где расположена часовня и кладбищенская роща. Строились часовни для избавления от бедствий - неурожая, мора, падежа скота - или в благодарность Богу за их прекращение. Строили всем миром и нередко - по обету - возводили её за один день. Почти в каждой северной деревне была часовня. Так повелось со времени русских поселенцев - носителей новой христианской веры. Северные крестьяне, как правило, довольствовались обрядами на разные практические случаи жизни. А для обрядов церковь не нужна. В часовнях крестили детей и отпевали покойников, еженедельно собирались для чтения богодуховной литературы, сюда приносили “заветы” и приводили “святить” скот. Богослужение в часовне проводилось один раз в год по часовенным праздникам. Приглашали приходского священника, служили молебен, совершалось крестьянское хождение по полям и лугам с молебнами у поклонных крестов. Часовенные праздники заканчивались общим пиром, или “гощением” родственников, съезжающихся из близлежащих деревень. Естественно, что большая часть крестьянских сборов поступала на нужды часовни, не доходя до приходской церкви.
Такая популярность часовни не приветствовалась православной церковью. В начале XVIII века появились указы Святейшего Синода, в которых предписывалось “часовен в городах, сёлах, деревнях и др. местах не строить, а построенные до этого - разобрать, а каменные часовни употребить на другие потребы тем, кто их построил. А находящиеся в часовнях иконы, книги и прочее, описав, отдать в те монастыри и церкви, в чьих приходах они находятся”. Эти указы были вызваны и распространяющимся расколом, опасениями, чтобы ради часовен не пренебрегали церквями. Запреты на их строительство были сняты во второй половине XIX века.
Часовни были не только религиозными, но и культурными центрами северных деревень. Здесь проходили мирские сходы, праздники, молодёжные гулянья
Из рассказа старожила Русалеина Николая Иосифовича (деда Николки): “Жизнь в д. Водле началась с первых поселенцев - новгородцев, христиан Насона и Богдана. Дом Насона стоял внизу холма деревни Водлы, а дом Богдана был повыше. Раньше на погосте была часовня и роща (кладбищенская), потом пристроили колокольню и дом священника отца Михаила. Дважды строили церковь на холме в деревне Водле, и дважды она горела. В 1903 году церковь построили на погосте и назвали по иконе, которую прибило к берегу, Троицкой. На иконе был изображен Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Святой Богослович (Григорий Богослов), и было при церкви земское 4-классное училище. На погосте в начале XX века жили поп Михаил, Бычковы, Хрусталёвы”. Погост возник примерно в XV веке, когда Карелия входила в состав Новгородского княжества.