Александр Костин. Колхоз «Короткий век» (продолжение)

Mar 28, 2018 06:36

Колхоз «Короткий век» (продолжение)
«Все в колхоз и без никаких!»
Началом колхозной эры в нашем районе, как говорилось выше, я считаю 1928 год, на основании информации в газете «Красная Карелия» (16.10. 1929 г.) за подписью П. Трофимова:
«Первый в Пудожском районе колхоз «Наш опыт» организован в апреле 1928 г . Записалось 6 чел., затем стало 8». Далее в заметке говорится о том, что в августе 1928 г. был создан колхоз «Новый быт» (6 хозяйств), а в мае 1929 г. - «Вперед» (8 хозяйств). Все три колхоза - в Пудоже.
В феврале 1930 года тот же автор в той же газете насчитал уже 4 колхоза в Пудоже (тогда - селе):«В них всего 28 хозяйств (8 бедняцких). …Колхозы не пользуются авторитетом».
О порядке вступления в колхозы вспоминает Павел Тимонин (Авдеево): «В 1933 г. вступил в колхоз «Волна революции». Сдал туда лошадь, телегу, сани, дровни, ригачу». Другое свидетельство можно найти в воспоминаниях А. И. Шляминой. В ее родной деревне Сума организовали колхоз «Путь крестьянина», причем первыми, по словам Александры Ивановны, записались в него женщины. Вот ее слова: «В колхоз отводили коров и овец, лошадей, несли сбрую, дровни, телеги, бороны (деревянные), сохи, дуги, инвентарь для косьбы». С тяжелым чувством отдавали корову: «Жалея ее, я стала плакать…». Отдавать свою скотину в общественное стадо было жалко до такой степени, что при записи в колхозы значительная часть животных сознательно уничтожалась (забивалась), несмотря на суровые меры за «хищнический забой скота». За примерами я отсылаю к материалам милиционера Думина по Салмозеру и Корбозеру, которые я уже публиковал в «Пудожском уезде» (2017 г., №№9 и 10). По моим подсчетам, только в Салмозере таким образом пошло под нож не менее 10 голов крупного рогатого скота. Со временем, правда, разрешили оставлять у себя мелкий скот и одну-две коровы.

Несмотря на формальную добровольность, во многих случаях записывались в колхоз под принуждением. Ведь в противном случае колхозные организаторы нередко угрожали крестьянам конфискацией имущества, скота, земли, выселением за пределы Карелии и т. д. «Все в колхоз и без никаких!» - так говорил на собрании в Филимонихе учитель Филин. Правда, руководство Карельской организации ВКП(б) осудило такие методы как искривление партийной линии (1930 г.). Но у Филина нашлось немало последователей. Таких, как бывший полицейский Прокопьев-Воробьёв в Нигижме. Он с таким рвением принуждал записываться в колхоз местных жителей, что только из-за него многие предпочитали остаться единоличниками. Нажим на крестьян осуществлялся и другими способами. Из тогдашней прессы: «У единоличников отобрали усадебные земли и отдали колхозам. За картошкой к обеду надо вступать за две версты». Не последнюю роль сыграла и поддержка колхозов со стороны государства. Например, землемеры отводили колхозам всю пахотную и сенокосную землю, а единоличникам - ничего.
Большую часть вступающих в колхозы составляли бедняки и середняки, но со временем стали вступать и зажиточные крестьяне, убедившись в том, что колхозы - это всерьёз и надолго. Часть из них, чтобы не быть обложенными, как единоличники, «твердым заданием», прибегала к т. н. самораскулачиванию, т. е. распродавала часть имущества. Но за это можно было и понести наказание. Так в 1933 г. из колхоза «Советский пахарь» (д. Колтоноговская) были исключены Демидков и Пустошкин. Оба «самораскулачились» путем убоя и продажи скота. Кроме того, Демидкову (председателю колхоза) вменили в вину то, что он «верил в бога, держал икону (дома? - А. К.), держал связь с попом». А также дал картошки на семена местному попу, а не колхозу. И как итог - предложение исключить из ВКП(б), снять с должности председателя колхоза.
В отношении кулаков проводилась жесткая линия, о чем говорят постановления Куганаволокского и Каршевского сельсоветов: немедленно выселить кулаков и лишенцев (людей, лишенных избирательных прав - А. К.). Из нашего района местных кулаков выселяли в Мурманскую область, а в Гольцах и Кашиной горе возникли поселения раскулаченных из остальной Карелии, в основном, карелов по национальности.
Естественно, что такой нажим вызывал ответные, часто жесткие, меры со стороны крестьян, особенно крепких, зажиточных, включая нападения на колхозных активистов, избиения, а то и убийства, саботаж, порчу имущества. Особенно, как отмечало в 1930 г. Бюро Карельского обкома партии, агитация против колхозов замечалась в лесу, где работали люди со стороны. Да и местные тоже вели антиколхозную агитацию и запугивание. Характерный пример: дочь крестьянина Сухова (Водлозеро) заявила организаторам колхоза: «Погодите, приедут мужики с лесозаготовок, они покажут вам, оборванцам!».
В начале 1930-х гг., после признания руководством ВКП(б) «перегибов» в колхозном строительстве, произошел некоторый спад в колхозном движении, например, в 1930-1932 гг. из колхозов Пудожского района вышли 116 хозяйств. Причины выхода из колхозов определила газета «Красная Карелия»: «левые загибы, угроза оставить без пайка, отобрать землю, объявить врагом Советской власти». С другой стороны, власть постаралась избавить колхозы от ненадежного элемента в ходе т. н. чистки. В 1932 г. в Пудожском районе были «вычищены» 82 хозяйства, 15 кулаков, 44 белобандита, зажиточные крестьяне и т. д. Под горячую руку «перегибщиков» попадали нередко и такие, как бедняк Чикин (Колодозеро), «вычищенный» из колхоза за то, что был псаломщиком.
Но все же коллективизация, по принципу «не мытьем, так катаньем», продолжалась. В 1931 г. в районе числилось 62 колхоза, а на 20.07. 1934 г. уже 96. Многие из них были совсем малы, но имелись и крупные, которые даже делились на отделения, т. н. экономии. Так, в колхозе «Сталь» (Нигижма) числились Подбережская экономия, Погостская экономия, Корчагинская экономия. В колхозе «Правда» - Сумозерская экономия (1931 г.), которая вскоре после создания, как следует из газетной статьи, «совершенно развалилась».
«Колхозные болезни»
Фактически с момента образования колхозов в них обозначился ряд проблем, прежде всего с дисциплиной, из-за отсутствия прямой заинтересованности колхозников в результатах своего труда, неумения его организовать, плохого учета и т. д. Уже упоминавшийся П. Трофимов прямо указывал: «Основной недостаток коллектива - пьянки. Некоторые колхозники запивают по неделям». Далеко не случайно в те времена появилась поговорка, что в сельском хозяйстве три беды: водка, сводка (т. е. отчетность - А. К.) и погодка. Другой острой проблемой стали прогулы и массовый невыход на работу. Примеры в изобилии можно найти на страницах районной газеты «Красный Пудож» и республиканской «Красная Карелия». Из них видно, что такое положение существовало на протяжении многих лет.
Уже в 1931 г. газета «Красный Пудож» честно признавала «колхозные болезни» в одноименной публикации: неумелую организацию труда, плохой учет, отсутствие ответственности за имущество. Далее приведу по годам свидетельства из местной печати и партийных источников по данной проблеме:
1932 г. Большие прогулы в колхозах «1 мая» и «Свобода», особенно в религиозные праздники.
1936 г. К-з им. 15-летия Карелии: колхозники уклоняются от сенокоса, некоторые выходят из колхоза, портят колхозное имущество, колхоз к сенокосу не готов, инвентарь разбросан по полям. К-з «Красное знамя»: к севу не готов, частые прогулы, многие колхозники не выходят на работу даже в стахановскую декаду. К-з им. Чернова: ряд колхозников отказался выйти на пахоту, частые прогулы. К-з «Новая жизнь»: семена к севу не подготовлены, нет семенного картофеля, лошади - низкой упитанности, трудовая дисциплина расшатана.
1937 г. К-з «Заря утра»: из 41 колхозника на работу выходят 16 (в декабре).
1938 К-з «Красный Пудож» - массовые прогулы. К-з «Полярная звезда»: молотьба не закончена, молотят вручную, а молотилки ржавеют. Сено, натуроплата государству не сданы.
1939 г. К-з «Правда»: очень плохо с трудовой дисциплиной. Выходят на работу 30-40% колхозников. К-з им. Ильича: в бригаде №1 за апрель - 141 прогул, за 8 дней мая - 40 прогулов. К-з «Победа»: колхозники прогуливают или вообще не выходят на работу, навоз на поля не вывозится, зола не собрана. К-з «Трудовик» - часть колхозников 14 мая не вышла на работу, а занялась рыбной ловлей. К-з «Красный пахарь»: счетовод и пять колхозников в разгар сенокоса уехали в гости за 42 км, прогуляли 3 дня. К-з «3-й решающий год пятилетки»: массовые прогулы.
1940 «К-з «Коммунар»: трудовая дисциплина на низком уровне. Колхозники выходят на работу в 10-11 часов. К-з «Трудовик»: колхозники забросили работу в колхозе, а ловят рыбу в одиночку. К-з им. Ильича: трудовая дисциплина отсутствует, колхозницы (три человека, фамилии опускаю - А. К.) по нескольку месяцев не выходили на колхозную работу. Колхоз им. Калинина: трудовая дисциплина расшатана. На работу выходят в 9-10 часов, с работы - в 5-6 часов. Колхоз «Новый путь»: числится 20 трудоспособных колхозников, но на работу выходит только половина. И так далее и тому подобное.
Газетная информация довоенных лет свидетельствует, что, к сожалению, указанные выше «колхозные болезни» так и не были изжиты до конца, а некоторые, напротив, обострились и укоренились.
Разумеется, приведенные примеры не отражают всех аспектов колхозной жизни и оценивать ее лишь в мрачных тонах я не склонен. Ради полноты картины приведу и другие мнения. Пудожанин Масляков А. Т., с которым я как-то разговаривал (еще в 1980-е годы), о своем родном колхозе «Третий решающий год пятилетки» (Песчаное) отзывался положительно. По его словам, колхоз был передовой, держался на коммунистах (5-6 чел.), соблюдалась дисциплина. Работали, начиная с 10 лет. И добавил: «Тогда не пили, даже в праздники». В. Ф. Миронков в своих воспоминаниях отмечал, что «первые два года колхозной жизни прошли хорошо… На работу ходили с песнями...». Светлые воспоминания о Кубовском колхозе им. Ильича сохранились у пудожанки Н. В. Саутиной: «Колхоз до войны был очень хороший, скот весь племенной. ...Колхозники хорошо зарабатывали на трудодни. …Была своя техника…».
А самую яркую оценку колхозной жизни дали неизвестные мне пудожские сказители в «народном сказе», напечатанном в газете «Правда» 21.01.1939 г. Вот выдержки из него: «…У нас всё переменилося, … поля цветут колхозные… На полях да на колхозных овсы растут бронистые, А жита зернистые, Рожь да колосистая, Наши дома - чаша полная, что колхоз-то одна семья…». Не забыли авторы и творцов колхозного строя: «…нас ведет ко счастью Сталин наш… …нас по этой по дороженьке ведёт родная наша партия. Только враги народа честного счастью нашему завидуют».
В памяти многих людей довоенного поколения остались светлые воспоминания о колхозной жизни, хотя бы потому, что это было время их молодости, которую самым жестоким образом прервали тяжелейшие военные испытания.
И всё-таки основной массив известной мне информации о пудожских колхозах говорит в пользу вывода, сделанного Е. Г. Ниловым в его статье «Вы чье, «кулачье?» о «массовом сопротивлении этой кампании (коллективизации - А. К.) со стороны большинства жителей района». А также во многом объясняет скоротечность колхозной кампании и причины неприятия колхозного строя со стороны многих крестьян.
Продолжение следует.

исследование, краеведение, советская власть, СССР, газета "Красный Пудож", проблемы, пьянство, Александр Костин, Карелия, история, колхозы, история Пудожа, Авдеево, коллективизация, работа, Песчаное, очевидцы, партия, прошлое, Водлозеро, Сталин, пудожане, Евгений Григорьевич Нилов, налоги

Previous post Next post
Up