Вот сразу вспомнил отрывок из третьей части "Русского транзита" Андрея Измайлова:
А надо и всего-то позвонить в советское консульство, попросить товарища Факова, сказать ему «Вас из пятьсот-шестнадцатого беспокоят. Георгий Вадимыч просил передать салют!», а далее ориентироваться совместно с Факовым. Только не «привет», а именно «салют».
- Факов! Хорошая фамилия!
- Д-долболобы! Ведь на самом деле такая фамилия. Присылают черт-те кого! Без языка, без ничего! Штаны! Что ты скалишься, сопляк?!
А я просто представил этого третьего атташе (или советника? или кого там по должности?) на первом для него дипломатическом приеме, где он, пожимая руки всем и каждому, с натужной улыбкой представляется американским коллегам: «Факов! Очень приятно! Факов! Будем знакомы! Факов! Весьма рад! Факов!».
- В космос они Какалова запустить не могут, а Факова в Штаты - будьте-нате! Перестань скалиться! Дело государственной важности!...
...- Факов! - подтвердил я, мол, все помню, исполню к точности… а вообще-то по-английски я ему ответил. - Да! Дядь-Гоша, а что за Какалов? Который в космосе? - вроде бы для разрядки напряженности, на прощанье.
Он плеснул ручкой в том смысле, что «до того ль сейчас, голубчик, поторопись!», но каноны есть каноны: перед отправкой в пекло надлежит развлечь добровольца и только после этого закаменеть окончательно: «Ну! Пора!».
- Георгий Иванов. Болгарский космонавт. В семьдесят девятом. Совместный экипаж. «Союз-33». Он не Иванов, а Какалов. Но наши долболобы уперлись: никаких Какаловых в космосе! Болгарин встал на дыбы: это древняя княжеская фамилия, горжусь ею и не сменю! Не меняйте, ради Бога… но учтите, в космос может полететь и другой… Тут Какалов и сломался, согласился на Иванова! - генерал Гоша сардонически усмехнулся: ох, долболобы наверху, ох, долболобы! то ли дело мы - все понимаем, и будь наша власть…
Всё время считал это писательской байкой и вдруг сегодня нашёл вот это: