Когда Джеки Чан снимался в Германии в фильме «За восемьдесят дней вокруг света» (2003), из Бабельсберга (кинематографической зоны Потсдама, где в первую мировую войну лепились немецкие агитки, а после второй мировой - социалистические вестерны с Гойко Митичем) он периодически ездил в Берлин гулять. И очень его забавляли двухметровые пластиковые медведи, расставленные по всему городу: вскинувшие к солнцу лапы танцоры, вставшие на голову акробаты и просто спокойно разгуливающие на четырех ногах лесные братья - все с веселыми рисунками на боках. «Что это за мишки такие?» - чесал затылок Джеки Чан. И его привезли в арт-депо…
Любой путешественник подтвердит, что Берлин не единственный город, в котором можно увидеть однотипные пластиковые фигуры, расписанные на разный манер. В Вене и Граце - это лошади, в Праге - коровы, в Сиэтле - свинки. Но берлинские медведи все же особенные. Сейчас объясню все по порядку.
Идея заполнить германскую столицу современными скульптурами принадлежит супругам Херлитц. (Помните знаменитый росчерк “Herlitz” на канцелярских товарах? Так вот это те самые Херлитцы!)
Вопрос, какое животное должно «поселиться» в Берлине, где медведь имеет семисотлетнюю геральдическую историю, не стоял.
Херлитцы выпустили несколько видов болванок. Двухметровый «танцор» специально был разработан так, чтобы, перевернув его с ног на голову, художник мог получить «акробата». Еще был придуман «друг»: медведь, как натуральный, на четырех лапах.
Любую из этих фигур (двухметровую «полнометражку» или ее уменьшенную копию) берлинцы могут свободно купить, разрисовать и установить у себя в саду или в доме. Я, например, встречала «танцора» в кабинете главного редактора издательской группы «Русская Германия». Медведь там служит площадкой для автографов знаменитостей.
Уличные же скульптуры, в основном, поставлены на деньги крупных компаний, и каждую сопровождает табличка, дескать, спонсор - такой-то, живописец - такой-то. О художественной ценности этих фигур берлинцы до сих пор спорят. Но далеко не все жители города знают, что семейка разноцветных пластиковых близнецов, которую они видят у себя на улицах, - это лишь часть проекта Херлитцев. И называется она «Buddy Bears Berlin».
На шее "медведя-друга" начертаны слова Альберта Эйнштейна: "Мир невозможно удерживать силой. Этого можно достигнуть только пониманием".
А гордость канцелярского короля и его супруги - что и выделяет берлинских медведей из общего ряда зверушек-двойников других мировых столиц - это «United Buddy Bears», путешествующая по планете коллекция «танцоров». С одной стороны, гастролеры представляют Берлин, потому что пышными формами они точно такие же, как их оседлые братья. А с другой стороны, они послы ста двадцати трех стран ООН, поскольку своими яркими боками они обязаны интернациональной команде профессиональных художников. Наблюдатели уже окрестили эту коллекцию «Искусством толерантности».
Не знал всего этого и Джеки Чан, когда его привезли в арт-депо, где как раз создавалась коллекция «United Buddy Bears» 2003 года. Ему объяснили, что это уже второе поколение медведей-пилигримов. Первые - образца 2002 - после кругосветного путешествия были проданы на аукционе. И часть вырученных денег, точнее, € 190600, была перечислена в фонд ЮНЕСКО.
…И великий китаец влюбился! Посмотрите, с каким упоением Джеки Чан обнимает узбекскую медведицу. Говорят, он точно так же прижимал к груди всех мишек, не разбирая, откуда их «папы» и «мамы»: из Португалии или Эритреи.
Никаких различий между собой не чувствовали в процессе работы и сами художники.
Понятно, что одно депо не могло уместить сразу более сотни человек. И художники работали по специальному графику. Организаторы так искусно составляли смену за сменой, что оказавшиеся бок о бок представители разных стран легко понимали друг друга. Так, например, испано-язычные и франко-говорящие трудились рядом. А эстонский медведь рождался одновременно со среднеазиатскими.
Это цитата из дневника дизайнера Миу Мау, она расписывала узбекскую медведицу Бану:
«Наш давний друг Матас расположился между тремя азиатскими медведями, переливающимися золотом и всеми цветами радуги, и спокойно покрывает своего горячего эстонского парня ультрамарином, льдом и снежинками. Рядом - дама его сердца, Даля, заворачивает литовского медведя в коричнево-синюю спираль.
Художница из Киева, Наталья Рудюк, в первый же день заполнила все медвежьи плоскости сине-зеленой живописью и космическими темпами превращает их в горы и долины в традициях добротной книжной графики старой школы.
Самое интересное "кино" происходит рядом с монгольским медведем. Художник Тугулдур Йондоньямц, который в прошлом году сделал отличную сильную работу, трудится, как одержимый. Медведь трансформируется самым непредсказуемым образом, и совершенно непонятно, чем это должно кончиться. Сначала он покрыл его флуоресцентным красным. Потом долго рисовал палочкой очень неплохую фигуру на животе, но не успели мы сообразить, что же там вырисовывается, как фигура превратилась в черный круг. Из круга вырос очень красивый куст, который был полностью закрашен неровным слоем белой краски. Потом художник шлифовал медвежью морду наждачкой, восстанавливал части черного куста и, в конце концов, нарисовал неровную коричневую полосу, образовавшую некий экватор на теле медведя
Монгольский художник работал молча, и бывшие советские, не стесняясь, у него за спиной шумно обсуждали, что он делает. В один прекрасный день он обернулся и с улыбкой что-то сказал компании… на чистом русском языке… Ребята онемели. Конечно! А что случилось бы с вами, будь вы на их месте?..
Среди русскоговорящих оказались и девушка Вамбуи из Кении, и художница Турайя, которую с самого начала обитатели арт-депо прозвали «тетя Кувейт».
А вот папу Конго все понимали без слов. Всеобщий любимец, он постоянно что-то напевал, чирикал, щелкал языком, пританцовывал и без труда мог жестами объяснить любому, почему его охотник, поражающий какую-то невероятную земноводную животину, вовсе не кровожаден, а, наоборот, миролюбив.
Русский медведь в русскоязычной среде арт-депо был принят прохладно. Художнику не могли простить, что он не отразил национального колорита, а просто покрыл скульптуру разноцветными линиями в стиле супрематизма. «Россиянина»-2002 кисти того же художника вы можете посмотреть в Москве на Петровке рядом с Немецким домом.
Русский медведь-2003
А, может, вы и сами видели медвежий хоровод? Например, в 2004-м в Стамбуле. Джеки Чана, который вместе с Питером Устиновым летом 2003-го открывал большой медвежий круг у Бранденбургских ворот, а весной 2004-го в Гонконге был даже патроном акции, в Турции вы не встретили. Но суть ведь праздника от этого не изменилась?
Ева и Клаус Херлитцы: Невозможно выбрать любимца в интернациональном круге танцующих медведей, у каждого свой колорит, неповторимое очарование и свой путь, и каждый дорог нашему сердцу. Большие и маленькие страны, богатые и бедные, стоят рядом, бок о бок, по алфавиту, и ни у кого здесь нет привилегий, все равны.
Сэр Питер Устинов: Я прибыл специально из Женевы на открытие акции «United Buddy Bears», но если бы я был даже в Тимбукту, все равно у меня был бы смысл совершить это путешествие в Берлин.
«Каждый из нас уникален и выбирает собственный путь. Но все мы кружимся в едином танце жизни, подобно медведям, раскрашенным в тон наших разных душ», - говорят Ева и Клаус Херлитц.
Лена Сорока
Бюро социальной публицистики