«Мы можем предположить, что большинство людей большую часть времени являются моральными созданиями, - пишет автор. - Но представим, что эта мораль¬ность в какой-то момент ставится на «нейтралку», то есть на время исчезает» (с.17).
Человеческая способность избирательно выключать и снова включать моральные стандарты помогает понять, почему человек может быть в одни моменты варварски жесток и полной душкой - в другие. Как и почему это происходит? Психиатры склонны искать причину в болезнях, душевных расстройствах, а социальные психологи обращают внимание на внешнее окружение, создающее условия для этих болезней. Такой анализ значим для всех, поскольку каждый из нас, как интуитивный психолог, размышляет о том, как вести себя в предстоящий день и почему люди реагируют на события так, а не иначе. Но большинство из нас склонны переоценивать важность личных качеств и характеристик (мотивы, гены, те или иные патологии) и недооценивать внешние обстоятельства, формирующие наше поведение.
Каким же образом мораль оказывается в нейтральном положении?
Все начинается с дегуманизации восприятия «другого»: сосед - бесполезен, непохожий - демон, приезжий представляет угрозу «нашим» ценностям либо вере (с. 11).
Образы дегуманизации, тотально воздействующие на нас с экранов телевидения и кино, обложек журналов и примитивных сюжетов книжных детективов, отпечатываются в тайниках лимбической системы мозга, отвечающей за мотивационно-эмоциональную регуляцию поведения человека, и как результат взрываются мощными всплесками страха и ненависти (с. 222-224). Если каждый день на страну обрушивают с экранов тысячи убийств и зверств, они действительно начинают восприниматься как рядовые события. И что же тут удивляться росту жестокости в реальном мире? На таких образах взрастает страх, который заставляет рациональных людей действовать иррационально, самостоятельные люди начинают бездумно вести себя в толпе, а мирные обыватели становятся безжалостными убийцами. Конечным признаком дегуманизации становится исключение одними людьми других из существующей системы моральных отношений (с. 307).
Далее идет лишение индивидуальности: вместо отношения «я» - «он» возникает отношение «я» - «это», а может быть, и «это» - «это» (с. 223). Потеря индивидуальности создает уникальное психологическое состояние, в котором поведение контролируется только требованиями ситуации и биорефлексами. При этом для одних людей другие теряют статус человека и рассматриваются просто как некие объекты (с. 305-307).
На этом фоне под влиянием даже абсолютно незначительного фактора может возникнуть когнитивный диссонанс - противоречие между нашими внутренними правилами и убеждениями и поведением. Когда наши действия не соответствуют нашим же установкам, когнитивный диссонанс усиливается (с. 219). Часто именно в этот момент человек и переходит границу Добра и Зла, а в этом ему помогает глубинное желание оставаться «внутри» группы или массы, ни в коем случае не оказываться вне ее (с. 256).
СТЭ просто создал условия дегуманизации потерей свободы, обстановкой тюрьмы. Затем происходила потеря персональной идентичности. Далее на фоне массовых реакций, которые становились ожидаемой нормой, выражение человеческих эмоций начинало приобретать непредсказуемые формы (с. 223-224).
Главный урок СТЭ в том, что с человеком делают обстоятельства, пишет Зимбардо в «Эффекте Люцифера». Социальная ситуация может оказывать гораздо большее влияние на поведение и ментальность индивидуумов, групп и национальных лидеров, чем мы могли представить. Ситуационные силы в СТЭ зависели от множества факторов, каждый из которых в отдельности отнюдь не создавал драматического влияния, но вместе они оказывались довольно мощными. Казалось бы, тут все ясно, но это не совсем так. Именно в западных странах, ориентированных на индивидуализм, широко распространено убеждение, что ответственность за свои деяния несет прежде всего индивид. На втором месте по значимости - ситуация, а система вообще выпадает из поля зрения, утверждает Зимбардо.
На самом деле поведение человека - это всегда сложное взаимодействие между ситуацией (здесь позитивную или, наоборот, негативную роль могут сыграть многие социальные факторы), тем, что привносят в ситуацию люди (гены, личность, характер, привычки) и что делают системы власти для создания таких ситуаций, поддержания их и обоснования их существования (с. 445-446).
Отклоняющееся, неправовое или аморальное поведение людей, находящихся на государственной службе, принято объяснять поговоркой «В семье не без урода» или сводить к мистическому понятию «оборотней». Системы являются средоточием власти - законодательной, экономической, исторической, культурной, религиозной и т.д. Если «дурная овца» попадает в «здоровое стадо», то в конце концов виновными и ответственными за произошедшее назначаются конкретные пастухи, но не система, устанавливающая правила. В любом случае речь идет о переходе некоей линии между Добром и Злом. А кто проводит эту линию? Обычно охранители системы, и цель их - изолировать проблему и отвлечь общественное внимание от управляющей верхушки, ответственной за нечеловеческие условия жизни и отсутствие контроля за порядком. Иначе говоря, это «властная элита», в чьих руках конструирование самой системы, часто работающая не на виду, из-за невидимости называемая «черной дырой» власти и создающая те формы жизни, в которых живем мы (с. 10-11).
При этом Зимбардо не говорит, что люди могут списать свою индивидуальную вину и ответственность на ситуацию или систему, но он призывает к более глубокому рассмотрению проблемы: если мы хотим понять причину необычного поведения, то сначала следует проанализировать ситуацию, а потом, если ситуационный анализ не дает решения загадки, перейти к рассмотрению индивида (с. 230-231).
Возможно ли самоочищение общества
«Не думайте, что вы отличаетесь от других», - говорит Зимбардо в интервью на симпозиуме в Высшей школе Утрехта (Нидерланды), приуроченном к выходу книги «Эффект Люцифера». - Каждому хочется верить, что он особенный, не такой, как все, и он тешит себя иллюзией собственной непогрешимости. Но это не более чем эгоцентрическая переоценка себя. Два человека из трех повернут рубильник и вызовут смертельный электрический шок у другого человека, если им прикажут это сделать. И эти двое, кстати, никогда не считали, что они на такое способны…» (De Volkskrant, 09.10.2010).
Между тем мы - рабы негативных ситуационных сил, и Зимбардо обсуждает психологические основы сопротивления им и как не поставить свою мораль на «нейтралку» (с. 446-456).
Более сложна общественная сторона дела. Можно ли создать систему, обладающую способностью к самоочищению? В мире нет пока процедур осуждения психологически калечащих ситуаций и систем. Даже специальные трибуналы по военным преступлениям и геноциду выносят приговоры лишь людям. Если общество хочет иметь влияние на системы, то нужны бoльшая их прозрачность и гражданский контроль. А этого добиться все труднее, так как многие СМИ оказались сосредоточены в руках нескольких могущественных групп и доносят до нас прежде всего их точку зрения.
http://novayagazeta.ru/data/2011/087/22.html
Новая Газета | № 87 от 10 августа 2011 года | Эффект Люцифера novayagazeta.ru
Что и как заставляет хороших людей делать ужасные, даже дьявольские вещи
-
Михаил Дёмин Да, весьма показательный эксперимент. Вспомнилось: "Чужая душа - потёмки". А своя?...
Petro Getsko Я выделил бы момент, насколько система влияет, именно система. Безотносительно - тюремный смотритель, или чиновник берущий взятки. Попав в такую систему нормальный человек, моральность ставит на нейтралку!
Александр Субботин У Ивана Ильина это называется "совестный акт". Это фильтр того, что можно делать, что нельзя делать и что делать дОлжно. То есть, речь идёт о
таком понятии как поступок.
Юрий Левченко Всё просто, как бумеранг, и неизбежно, как траектория его полёта. То, что автор называет системой, по сути, есть форма интегративной целостности,
законодательно обеспечивающая сосуществование элементов содержания этой
целостности. Диалектический дуализм вполне обосновано объясняет и возникновение таких систем, и их трансформацию.
Александр Субботин Вся история человечества - это история его способности познавать мир и своё место в нём. "Определённость (детерминизм) и объективная неизбежность" - диамат. Динамическая неравновесность окружающей природы и нравственный императив внутри нас - энергетический и духовный двигатели эволюции
человека разумного.
Petro Getsko Примерно 95% т.н. неравнодушных жителей постсоветского пространства уверены в чём-нибудь чудовищном и безнадёжном. Обычно - в том, что т.н. массы
чудовищно и безнадёжно зомбированы. «Зомбированной массой, знаете ли, легче управлять» - изрекают эти реалисты, мудро глядя друг сквозь дружку.
К этой чеканной формулировке можно добавить лишь одно.
Легче, чем управлять зомбированной массой -- только управлять массой, состоящей из людей, уверенных в зомбированности друг друга. Каких-то лет 50 назад такой, с позволения сказать, «реализм» назывался деморализованностью. Тогда он считался результатом долгой и успешной работы идеологического противника. Сегодня на постсоветском пространстве миллионы людей почему-то принимают его за своё личное достижение.
Об этом явлении стоит поговорить поподробнее.
То, что жертвы данного явления выдают за Реалистическое Миропонимание -- на деле является самой нелепой из форм безоглядного идеализма, именуемой "Злыдеализмом". Его основные черты -- некритичная вера в любую гадость, сказанную о людях. Напротив, всё большое и доброе считается жертвами болезни либо оптической иллюзией, либо особо циничной разводкой (а Циничные Разводки они исповедуют безоглядно). Любые хорошие поступки, в особенности поступки масс -- вызывают у злыдеалистов ту же реакцию, какую вызвало бы у Р. Докинза внезапное явление Девы Марии верхом на облаке.
Тот факт, что в лице их "реализма" мы имеем дело именно с антиреалистическим учением, легко доказать. По какому-то странному обстоятельству этот циничный, пессимистичный, злобный и прагматичный «реализм», описывая историю мира и само Человечество -- вынужден постоянно перевирать реальность хуже любого фантаста.
Так, этот «реализм» вынужден был натыкать каждому советскому солдату времён ВОВ за спину по смершевцу с пулемётом. Иначе злыдеалистам непонятно, почему эти советские солдаты воевали против гитлеровцев.
Этот "реализм", если бы мог, дорисовал бы смершевца и в кабину к Гастелло, и в отсек к Гагарину.
Этот «реализм» вынужден пририсовывать большого волосатого Фрейда не только к святым, героям и инцидентам самопожертвования, а также жизненным, трудовым и научным подвигам -- но и к эпизодам обычной человеческой доброты вроде волонтерства. Ибо больше к ним пририсовывать нечего, а без Фрейда злыдеалистам вообще непонятно, чего это за явления
такие. http://gidepark.ru/community/88/article/399248
Слово о Злыдеализме. Гайдпарк - новое слово в развитии социальных сетей. gidepark.ru
Примерно 95% т.н. неравнодушных жителей постсоветского пространства уверены в чё…Еще
Михаил Дёмин Petro Getsko Да))) С Ливией они промахнулись)))
Михаил Дёмин Что-то меня сегодня потянуло на публикацию ссылок)) В продолжение двух разговоров: о Кургиняне и Ливии:
http://www.terra-america.ru/%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%C2%AB%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%C2%BB-%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5.aspx#.TkLF8bCO9fk.facebook.
Тайная цель «арабской весны» - глобальное неразвитие - Terra America www.terra-america.ru
Книга «Политическое цунами» вышла не только на русском, но и на английском языке…Еще
Александр Субботин И что интересно, публикация в Гайдпарке (О злыдеализме) - не прошла в "Ленту", то есть, её премодераторы не дали в публику. В таком случае, кто заказчик этого гад-парка? Я догадался.
Михаил Дёмин Саша. Пора бы уже привыкнуть. Как говорил Жванецкий:"Кто что охраняет, тот то и имеет".
Правда он ещё добавлял: "Все на охрану всенародной собственности..."