Ещё неделю назад мы были в этом же зале, слушали «Жемчужины барокко» в исполнении барочной скрипки и органа, а после гуляли по парку Кусково, наслаждаясь закатными видами владений графов Шереметьевых. Но 6 сентября, когда звучал И.С. Бах и русские немцы, на улице стемнело раньше, чем закончился концерт. Прогула по тёмным аллеям усадьбы, увы, была невозможна. На пути к спрятавшимся в потёмках скульптурам и кустовым лабиринтам стоял охранник и всем своим видом показывал, что «туда нельзя, вас только ждём, чтобы закрыть территорию». Зрители спешили к выходу, обсуждая по дороге услышанные произведения немецких и российских композиторов с иностранными корнями, а также игру музыканта, снабдившего нас дополнительной информацией об авторах музыки, прелюдиях, фантазиях и фугах. Этими инфоминутками мне очень нравится традиционный летний фестиваль «Органные вечера в Кусково», который состоялся в Москве уже в 14-й раз.
В этот вечер играл Алексей Шевченко ― один из ведущих российских органистов, пианист и исполнитель на исторических клавишных инструментах: клавесине, молоточковом клавире, романтическом фортепиано и клавикорде. Его имя постоянно на афишах данного фестиваля, а также лучших залов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. В последнее время Алексей всё больше играет сочинения почти неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII - начала XIX веков русских и зарубежных композиторов. Их-то мы и слушали.
― Русские немцы издревле жили в России. Их специально приглашали как специалистов в разных областях ― и инженеров, и военных, и врачей, и людей искусства. В ХIХ веке стало принято считать, что русская музыка началась с музыки Глинки, что он был первым русским композитором, что укоротило появление русской музыки лет на сто. Кроме Березовского, Бортянского, Титова, была целая плеяда иностранцев, которые работали в России, и нам совершенно не стоит стесняться считать их частью русской музыкальной культуры, ― начал своё выступление Алексей Шевченко.
Программа этого вечера будто специально составлена для истинных музыкальных гурманов. Мы слушали Баха, известного и эксклюзивного, а также «русских немцев», которые так или иначе были связаны с Иоганном Себастьяном Бахом, являясь прямыми или, как говорил выступающий, «внучатыми» учениками музыкального гения.
Много говорили и слушали музыку Иоганна Готфрида Мютеля ― последнего ученика и душеприказчика Баха, который ещё лет 9 занимался наследием великого композитора. Музыка Мютеля близка манере второго по старшенству сына Баха. Для неискушённого зрителя стало открытием, что сын Баха тоже сочинял музыку (да ещё какую!). Стиль Карла Филиппа Эмануэля принято определять как «галантный». Моцарт и Бетховен считали его своим учителем, а весь мир ― великим Бахом второй половины XVIII века. А потом речь зашла об учениках учеников, чьи произведения также уносили слушателей в музыкальное прошлое, в Петербург XIX века.
Любопытно прозвучали на органе вариации на тему русской народной песни «Ах, скучно мне». Попытка перенести на тяжёлый инструмент голос народа звучала необычно, но узнаваемо.
Продолжили концерт восемь маленьких органных пьес Иоганна Вильгельма Гесслера. Стал известным благодаря своей кантате «Катерина ― мать своих народов», которая стала своеобразным пригласительным билетом в Петербург, где он не задержался, предпочтя жизнь не в шумной столице, а в старой Москве, которая тогда была совсем как Петербург сегодня ― неспешным, не провинциальным и интересным городом. Мы слушали прелюдии Гесслера, которые по стилю являют собой сплав барокко и сентиментализма.
После фантазии Сигизмунда фон Нейкома «Концерт на озере, прерванный бурей» в финале прозвучало произведение Александра Гедике, известного всем, кто учился в музыкальных школах, композитора. Он был главой московской органной школы с интересной судьбой. С детства ходил в католический костел с мамой-француженкой, был католиком и не Фёдоровичем, а Фридриховичем и очень нервничал по этому поводу. Во время эвакуации в Великую Отечественную войну жил в консерватории, в коммуналке. Алексей говорит, что консерватория ― место, где собираются сложные люди. Так вот Александра Фридриховича Гедике называли совестью консерватории. За 20 минут до урока начинал нервничать, где студент… Очень любил кошек и кормил голубей. Его родной брат был известным на всю Москву звонарём ― в отличие от брата, был православным, и сошёл с ума, когда взорвали его звонницу.
В концерте прозвучала Прелюдия и двойная фуга до минор Гедике, которая была создана в 1926 году и посвящалась Сергею Рахманинову ещё до его отъезда заграницу. Говорят, это пример русской бахианы с отсылкой к стилистике позднего романтизма.
Мы были на двух концертах Органных вечеров в Кусково, и оба вечера произвели вдохновляющее впечатление. Если хотите концерт с комментариями, то вам сюда. Я бы пришла ещё, с удовольствием.
Анжелика ЛУКИНА, фото автора
💕 «Культурная карта» благодарит за приглашение на фестиваль «
Органные вечера в Кусково» коллег - сообщество московских блогеров «
Москультура».