"Сволочь" и другие подопечные международного фестиваля документального кино "АртДокФест"

Dec 09, 2019 08:17



В московском кинотеатре «Каро 11 Октябрь» до 12 декабря проходит XIII Международный фестиваль документального кино «АРТДОКФЕСТ». В этом году в программе 148 фильмов из 27 стран мира! Из них 54 дебютных картины, это 64 мировые премьеры и 38 ― российские. Все фильмы о сегодняшнем дне, без заказа и отредактированных сценариев, рассказывающие, каков мир сегодня. Очень интересно! Правда, 14 фильмов созданы при поддержке Министерства культуры РФ. Всегда любопытно смотреть, какие идеи в искусстве поддерживаются государством. Но и то, что поддерживаются, уже хорошо.





Кроме фестивального конкурсного показа, есть масса спецпоказов от партнёров и внеконкурсные программы. Взять, к примеру, «После Союза.doc» (понятно, где территориально снято) или спецпоказ от «Радио Свобода» (кино о людях разных судеб и убеждений, которых объединяет то, что они живут в России). Успела на фильм под названием «Сволочь». Взяла билет и стала ждать подвоха ― должен же быть какой-то второй смысл. И какой он, первый? Тут ещё разобраться надо.

В разные времена сволочами называли крепостных, согнанных со всей страны для строительства столицы, а ещё тех, кто нёс мантию за царём и доносил ему на придворных, позже ― тех, кто сволакивал брёвна по реке, кто волочил корабли по суху, кто стаскивал и сжигал трупы во время эпидемии, потом и грузчиков в порту стали так же называть. Всё это были разные сволочи, но от одного и того же глагола ― волочить. Вот у Даля «сволочь» ― это мусор на пашне или всё, что сволоклось в одном месте: разный сор, трава, коренья, бурьян. А у русских князей, говорят, была такая должность, вроде нашего налогового полицейского, кто находил пошлинных должников и волок их к князю. Таких не любили, поэтому должность звучала сквозь зубы ― сволоч! (Тут без «ь», т.к. слово мужского рода.)

Своё определение этому слову даёт и главный герой внеконкурсного фильма «Сволочь», раскладывая его на буквы: вот идёт священник… а за ним волочится челядь или сволочь… С ― слово, слово отца небесного людям, Во ― вода, Л ― люди, любовь... а дальше и не важно, что он там несёт. Люди улыбаются, понятливо кивают в ответ. Кто-то угощает сигареткой, дарит шляпу пчеловода, наливает, в конце концов.



Главный герой фильма. Фото с сайта фестиваля

На фестивале «Сволочь» представили режиссёры Андрей Киселёв и Максим Пахомов. Операторы растворяются в толпе верующих, идущих вместе с главным героем Великорецким Крестным ходом. Это самый многочисленный и самый сложный паломнический маршрут в России. Так написано в начале фильма. «Самый-самый» обычно окутан поверьями и суеверьями. Вот и тут «многие участники хода верят, что если пройти этот путь с чистыми помыслами и определённой просьбой к Богу, то она будет исполнена». По грунтовой лесной дороге, по огромным лужам грязи с рюкзаками, палатками и ковриками, отдыхая тут же, у дороги, под кустиками или чьим-то забором в деревне по пути, ― так вереница верующих идёт к… Богу? Или всё же к своей мечте?



Лучше всего довериться Богу. И тогда тебе… раз! И всё будет сверх твоих ожиданий. Примерно так говорит Леонид. Ему 65. Он похоронил жену. После чего понял смысл жизни. Теперь у него есть мечта, она же просьба к Богу. Может, жениться. Будет кому похоронить, ибо есть ощущение, что этот крестный ход последний.

Всё-таки человек эгоистичен. И в этом крестном ходе. И в церкви. И даже в молитве. Так что не судите. Идите своей дорогой.

А фильм нормальный. Цепляет. Заставляет думать. И быть снисходительным к чужим желаниям и… судьбе. Даже если это судьба целой страны.

Анжелика ЛУКИНА, фото автора и с сайта фестиваля

АртДокФест, отзыв, фестивали, культура, фильм, документалистика, занесло, Москва

Previous post Next post
Up