Горьковская пьеса "На дне" в новых красках Юрия Грымова

Aug 18, 2019 12:04

Посмотрела пьесу Горького «На дне» в постановке Юрия Грымова. Театр «Модерн» показался таким маленьким… или я не всё увидела...




На сцене кожаные кресла и диваны, точь-в-точь, как и в холле театра. Согласно купленным билетам зрители занимают места в зале под пристальными взглядами артистов. Последние постепенно выходят из-за кулис и рассаживаются на сцене, согласно режиссёрской задумке. Я видела такое в спектакле «Колбаса» в центре им. Мейерхольда. Разница есть. Но чувство зеркала одинаково появилось и здесь. Рука сама потянулась к телефону, чтобы сделать кадр, сейчас, пока не погас свет в зале, пока тоже самое делают артисты со сцены, снимая нас на свои телефоны. Интересно, они потом выкладывают куда-нибудь эти фотографии?


Что отличает современных героев горьковского ДНА, каких показал режиссёр Юрий Грымов на сцене московского театра «Модерн», от нас, современных жителей мегаполиса? Я думала над этим половину действия, когда персонажи один за другим стали жаловаться на жизнь и грозиться уехать, но вместо этого либо умирали, погибали, оказывались в тюрьме или кончали жизнь самоубийством. Отчего так всё безысходно у Горького и почему Грымов думает, что оно так же и в наши дни? Ведь сегодня мы стали свободнее передвигаться, легко можем уехать куда угодно и даже поселиться в другой стране. Нет, мысль понятна: меняются декорации, но человеческая сущность остаётся прежней, т.е. какой была, такой и осталась. У каждого свой смысл, своя судьба. Нытики, фаталисты и пессимисты будут всегда и везде. Но не каждой «ночлежке» повезёт обрести такого Луку, утешителя и приласкателя, которому рано или поздно надоест это общество, и он уйдёт от них в поисках другого «дна».

Вот мы в школе думали, герой этот Лука или антигерой? Для того, чтобы зритель поглубже заглянул в персонажа, Грымов делает его вместо 60-летнего странника таким, ну таким, что артисту Александру Толмачеву приходится непривычно двигаться и говорить не своим голосом. На фоне брутальной внешности всё это жеманство выглядит антигероично, конечно же. Но ведь как точно подмечено, именно такие утешители сегодня и пользуются популярностью у девушек. Излил душу такому дружку, получил утешения, и жизнь заиграла новыми красками. Разноцветными.




Лука ― это, как модно стало говорить, голос Вселенной. «Кто ищет ― найдёт... Кто крепко хочет ― найдёт!.. Они ― придумают! Помогать только надо им, девонька... уважать надо.» Сегодня ж главное не просто верить, но и идти к мечте. А как идти, если ты на дне?! И тут становится понятно, зачем Юрий Грымов проводил репетиции на дне бассейна. Не выберешься же! Не уедешь. Есть возможность, но нет сил карапкаться. Как же всё глубоко. И параллели точно в цель ― ушёл Лука в хохлы и не вернулся: «Слыхал я ― открыли там новую веру... поглядеть надо... Всё ищут люди, всё хотят, как лучше. Дай им, господи, терпенья!». Пожалел, значит.




Свободных мест в зрительном зале не было. Мы сидели на приставных и ¼ сцены не видели. Но ощущение дна почувствовали, прижавшись к стенке. Какие чувства ждут зрителя на премьерных спектаклях нового сезона, предвкушаю и завидую. Вот бы посмотреть, как «NIRVANA» и «Война и мир» захватят зрителя, встряхнут и не оставят равнодушным. Выбрать свой спектакль можно на сайте театра. Я свой следующий шаг в «Модерн» уже определила. До встречи на Спартаковской площади, 9/1.

Анжелика ЛУКИНА, фото Юлии МЕШКОВОЙ и из архива театра

P.S. Спасибо любимому сообществу московских блогеров moskva_lublu за приглашение, а театру ― за тёплую встречу и спектакль! Не обижайте Вику Лукину, хочу, чтобы она улыбалась на поклонах.

спектакль, Юрий Грымов, отзыв, культура, рецензии, театр Модерн, театр, Москва

Previous post Next post
Up