Один день на 41-м Московском международном кинофестивале

Apr 21, 2019 22:38


В насыщенной программе Московского международного кинофестиваля почти методом тыка выбрала два фильма, которые сложились в пазл современного иностранного кинематографа в серо-коричневых, грязных тонах, с привкусом палённого коньяка, что продают на перронах железнодорожных станций в Казахстане, и с музыкой холодных цифр, будто щитом защищающих что-то чужое, инородное, что зреет, прячется за красивые образы и готовится нанести удар по человечеству. Теперь по порядку.

КОМУ ЖИТЬ ХОРОШО

Признайтесь, вам же тоже захотелось к этой фразе добавить «на Руси»? Кому на Руси жить хорошо ― знакомый с детства риторический вопрос, оказывается, легко применим к любой современной стране, даже к Швейцарии, которую великий русский анархист Бакунин предлагал оставить в покое, если вдруг начнётся массовое свержение правительств и уничтожение судебных систем. Этот вопрос хорошо знаком швейцарскому режиссёру Сирил Шейблин, который снял фильм «Кому жить хорошо», взяв за основу историю обмана, на котором делают деньги простые сотрудники колл-центра, делают официально, за зарплату, или мошеннически, используя в корыстных целях информацию, полученную на работе. На языке оригинала название и вовсе звучит двояко. DENE WOS GUET GEIT ― в Швейцарии есть известная каждому ребёнку песня, игра слов придаёт этой фразе такой смысл, что речь идёт об организации владения и обогащения. В фильме это колл-центр, где молодые люди сидят на телефоне и втюхивают товары и услуги, которые сами бы вряд ли приобрели.



Фильм показывают в программе «8 ½ фильмов». Перед просмотром режиссёр предложил покинуть весеннюю Москву и окунуться в его любимый осенний Цюрих. Именно здесь живут люди, которые так дороги режиссёру, его бабушка и дедушка, здесь происходит история, которая легла в основу фильма. Здесь живёт и главная героиня фильма Алиса, почти как в Зазеркалье, надеясь, что ей удастся обмануть и себя. Алису играет непрофессиональная актриса, настоящий сотрудник колл-центра Сара Стауффер. Милая девушка, от таких не ждёшь подвоха. Она звонит пожилым незнакомцам и представляется их внучкой, сообщая, что ей очень нужны деньги.




― В Швейцарии есть такая проблема, ― говорит режиссёр после показа. ― Абсолютно каждый пожилой человек, кого я знаю, даже моя бабушка, сталкивались с чем-то похожим. Но у нас не принято об этом говорит, это больно и неприятно. Когда я в первый раз показал этот фильм в Швейцарии, ко мне подошёл пожилой мужчина лет 88-89-ти. Он сказал: кажется, я знаю, почему у вас в фильме старики отдают свои деньги. Скорее всего, пожилые люди даже знают, что их обманывают. Но они готовы заплатить даже 50 000 франков за то, чтобы хотя бы один день почувствовать себя кому-то нужными. Этот человек узрел самую суть проблемы. Деньги ― это абстракция, важны эмоции наши чувства, переживания. Важно, как мы устраиваем отношения в своей семье, в нашем обществе. Я обрадовался, что у меня был такой зритель, который всё так понял и проникся.

― Меня тоже когда-то пытались обмануть, ― заявила пожилая дама с задних рядов. ― Но я не об этом. Я услышала в вашем фильме музыку цифр. Зачем нужны эти цифры? Какой в них смысл?

― Вы правильно сказали, это музыка цифр. Я воспринимаю их точно также. Например, когда люди называют пароль от чего-то, в моей голове звучит музыка. Я хочу, чтобы вы тоже это слышали.

Слышали и переносили музыку в реальный мир, делая его более цветным и ярким. Просто цифры могут звучать скучно. А цифры, как фильме, или как в рекламе одного банка, звучат, как современный городской фольклор, как штрихотворение, иногда и как искусство.

ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Это фильм из основного конкурса. Режиссёр Фархат Шарипов (Казахстан) заставил своего главного героя, 40-летнего банковского клерка Каната, блуждать в поисках смысла, переоценивая свою жизнь. Далеко не всем удаётся справиться с кризисом среднего возраста, особенно, когда на работе никаких перспектив, брак разваливается, отношения с дочерью-подростком оставляют желать лучшего. Но всё начинает меняться, когда Канат встречает своего старого знакомого - бизнесмена Данияра, который точно знает, как добиться успеха в жизни. Начинает меняться, но, на мой взгляд, так и не меняется. Главный герой всё так же бежит по кругу, запряжённый заботами, работами, семейными проблемами и маминой болезнью, договорившись с совестью. Он не повернул назад и не свернул с курса, он только надел новый дорогой костюм, который соответствовал бы его новой должности. Поймала себя на мысли, что я пытаюсь найти параллели с фильмом «Брат». Но, увы, другое время, другие «герои», другая атмосфера, да и чего уж, другая страна. И только там, в фильме, жители Астаны лишь говорят о намерении снова поменять название столицы.




Анжелика ЛУКИНА, кадры из фильмов взяты с сайта кинофестиваля

кинофестиваль, ММКФ, творчество, фестивали, культура, фильм, Казахстан, Москва, кино

Previous post Next post
Up