1.1. Движущие силы истории
Идея факторного анализа исторического процесса подразумевает изучение влияния на этот процесс основных действующих факторов - «движущих сил истории». Вопрос о движущих силах исторического процесса - одна из «вечных тем», занимавшая умы многих исследователей. В своих трудах историки пытались показать механизм действия
(
Read more... )
заинтересовала, ибо я сам собирался писать нечто на близкую тему.
Как мне показалось, ты очень компактно и точно свел воедино информацию о
современных подходах. Пожалуй, могу высказать лишь два замечания.
Одно адресовано персонально тебе - недооценка географического
(климатического, экологического и др) фактора. Эта недооценка особенно
заметна, если сопоставить, что ты пишешь про земледельцев и про кочевников
(ссылаясь на Крадина). Например, у тебя получается почти нулевое влияние для
земледельцев (даже на берегах крупных рек) и огромное (по Крадину) для
скотоводов-кочевников. Я когда-то нащел статистику по разливам Нила пытался по ней прикинуть, насколько вековой ход паводков влиял на характер демографических циклов. К сожалению, работу я бросил, но по прикидкам получалось, что несколько плохих лет подряд могут сбить ход циклов.
Другое замечание относится всему направлению. Это история почти без духовной жизни людей, она
где-то пробивается в описании элинизма как следствия распространения изобретений. В такой истории сложно понять появление осевой эпохи, греческой метафизики, иудейской и христианской религий, Возрождения, Реформации, Просвещения, капитализма и др. Но соединять ту историю с такой историей я тоже лишь пытаюсь, но по-настоящему не умею.
Есть еще соображения о путях распространения изобретений, но их лучше обсуждать, когда мой текст будет написан.
Возможно, придется различать общий список факторов и список факторов моделируемой компоненты
исторической динамики. Желательно, конечно, без этого обойтись, но пока на этот вопрос ответить трудно.
Reply
А вот это было бы очень интересно, если это действительно так. По моим оценкам, вековой цикл не может быть серьезно сбит обычной флуктуацией климата, даже несколько лет подряд (если это в пределах наблюдаемой климатической динамики). Катастрофическая пандемия может это сделать. На эту тему см,:
Reply
NB! Вообще, как мне представляется, почти во всех моделях существует переоценка уровня жизни в начале цикла. Сказывается зависимость от экономических подходов и теории рациональных ожиданий, которой не должно быть. Напомню классический пример из Макса Вебера про батраков, которые не хотели больше работать, чем им нужно было для пропитания. Такая психология была весьма характерна для крестьян до появления протестантской этики, и она приводила к росту скачков заработной платы в начале цикла (кстати, историки замечали, что на совсем неразвитых рынках рабочей силы ее стоимость выше равновесной). Если учесть реальное поведение крестьян, то общество даже в лучшие периоды цикла было не так уж далеко от голода из-за того работали меньше, чем в более тяжелые годы. Это можно назвать ленью, а можно - другим видом рациональности. Иногда излишняя работа даже считалась грехом (средневековое христианство, даосизм) Кстати, это момент, где духовная жизнь влияет на модели. (вообще, это переделеланная цитата из статьи, которую бесконечно пишу и так и не могу дописать, надеюсь, хоть в каком -то виде представить к ее сборнику к этой конференции).
Reply
http://jwsr.ucr.edu/archive/vol9/number1/pdf/jwsr-v9n1-turchinhall.pdf
Reply
http://neznaika-nalune.livejournal.com/253684.html
Я, кстати, попросил его систематизировать свои исследования на эту тему для возможной публикации в очередном альманахе ИстМат.
Reply
Связь, конечно, есть, о ней много писали классики, вроде Тойнби, Сорокина, Кребера, Дьяконова, особенно Сорокин. Наиболее интересны, как кажется, описания культурных подъемов Кребера, не искаженные какой-либо заранее заданнной позицией. При анализе этих процессов, как мне кажется, на них и надо, в первую очередь, опираться.
Однако теоретическая проблема в том, что все перечисленные и неперечисленные описания механизмов очень сомнительны и представляют собой правила с большим множеством исключений. А с точки зрения стат. описания и моделирования главная проблема превращения явлений духовной жизни в числа и функции состоит в том, что любой вариант будет очень спорным, а во многих случаях - просто комическим. Еще раз повторю, что заметки Панкратова я прочитал с интересом, но все очень спорно и комический отенок все равно у них есть. И так будет с каждым, кто возьмется за такие темы, если. конечно, нет каких-то иных путей, которые мы пока не видим.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Думаю, недели через две.
Reply
АК
Reply
Между духовной жизнью и историей есть, похоже, непосредственная связь. На эту тему, см. тексты Кирилла Панкратова, например здесь:
http://neznaika-nalune.livejournal.com/253684.html
Я, кстати, попросил его систематизировать свои исследования на эту тему для возможной публикации в очередном альманахе ИстМат.
АК
Reply
Leave a comment