Nov 10, 2021 23:26
Завтра наступает последний срок подачи заявки на белорусский доклад, а у меня всё ещё нет уверенности, что тема, которую я пообещал, имеет под собой какие-то основания. Поэтому весь день работал с архивными копиями, пытаясь выявить наличие фактов. Речь идёт о белорусской программе в репертуаре Капеллы 1920-30-х годов. Фактов, увы, оказалось совсем мало: программа - громко сказано. Всего несколько песен. Исполнялась редко. Либо в сочетании с украинской программой, либо в составе программы «Песни народов СССР», и далеко не каждый раз - в отличие от армянских песен. Газетных рецензий нет никаких. Впрочем, нашлось несколько любопытных фактов, о которых я не знал раньше (в частности, о составе хора). Можно немного поспекулировать на тему производственных планов. Ну и, конечно, контрольным выстрелом дать материал из гастролей по Европе 1928 года.
В процессе поисков наткнулся на несколько вещей по другим темам, которые меня интересовали в разное время. Например:
1. Из-за нехватки бумаги записи о концертах и репетициях в 1930-е годы делали в амбарной книге, оставшейся с дореволюционных времён. Прямо поверх старых записей. Соответственно, эти старые записи ни в каких описях не фигурируют, и наткнуться на них можно только случайно. Я и наткнулся. Это оказался инвентарный список музыкальных инструментов, в котором значится скрипка Лачинова. Владимир Петрович Лачинов окончил инструментальные классы Капеллы в 1897 по классу скрипки, а затем был дирижёром Императорских театров. В истории Мариинского театра есть записи о нём. После 1917 года он уехал с семьёй в Финляндию. Задумывал разные гастрольные проекты, в частности, по Америке. Там и скончался в 1924 году. Недавно я познакомился с его внуком и внучкой. Внук по-прежнему живёт в Финляндии, а внучка давно переехала в Россию, а на днях получила российский паспорт. Занимается знаменным пением.
2. Среди концертных программ Капеллы нашлась одна под условным названием «Песни нацмен». И её частью являлись три финские песни в обработке Петра Акимова - профессора консерватории и преподавателя Капеллы, который вслед за Глазуновым в 1929 году уехал из России. Сперва в Выборг, а потом в Хельсинки. В Финляндии он писал музыку под псевдонимом Пекка Аттинен. Стал основоположником финской киномузыки. Написал финскую православную литургию. Я узнал о его существовании после того, как некто прислал письмо на адрес моей мамы (уже после её смерти) с комментарием о курсе мелодики Рязанова. Согласно этому комментарию выходило, что чуть ли не Акимов является автором этого курса, а мы теперь ошибочно приписываем его Рязанову. Вряд ли это так, однако факт, что они с дедом работали в консерватории в одно время и на одной кафедре, явно общались и обсуждали интересовавшие их обоих проблемы. И в своей книжке Акимов ссылается на его работы. Но дед Акимова не упоминает нигде. (Вероятно, поскольку нельзя было упоминать уехавшего?) Потому и мама о нём ничего не знала.
3. Капелла с М.Г.Климовым планировала гастроли в США в сентябре 1935. А в реальности получилось, что как раз в это время Климов перестал работать, передал бразды правления Е.П.Кудрявцевой и слёг больной. В этой цепочке событий появляются дополнительные связи. Возможно, стоит более внимательно отнестись к документам, связанным с подготовкой американских гастролей.
4. На форум «Капелланина» прислали вопрос, касающийся братьев певчих Ивановых, служивших в Капелле с 1820 года. Один из них (Николай) затем поехал в Италию - учиться и лечиться. И так ему там было хорошо, что он решил не возвращаться. Стал он знаменитым на всю Европу тенором. А в России его предали анафеме и запретили упоминать (ну прямо как Акимова). И если про Николая в результате появились сведения - из множества зарубежных источниках, то про его брата Василия, оставшегося в России, на службе в Капелле, неизвестно почти ничего. Кое-что удалось найти в Биографических справках Хомутенко. Между прочим, я искал информацию об этих Ивановых совсем недавно - в процессе работы над книгой В.А.Чернушенко, который их с гордостью упоминает. Однако про второго Иванова он не пишет, что тот был братом первого, и не даёт ни имени его, ни инициалов. Но называет басом, и рассказывает о его блистательном пении за рубежом. Может ли быть, что брата невозвращенца выпустили заграницу? Или это, всё-таки, ещё один, третий Иванов, работавший в Капелле в те же годы?
5. В связи с обращением к архиву Хомутенко предпринял ещё одну попытку продумать будущую его публикацию. Раньше я пытался привлечь к этому других людей, поскольку работы очень много. Но теперь вижу, что лучше делать самому. Во-первых, будет больше возможности вникнуть материал, а во-вторых, концепция будет вырабатываться по ходу рутинной обработки материала.
6. Юрий Николаевич Кружнов оказал мне невероятную любезность и прислал копии страниц из сборника Ардентова, который я недавно обнаружил в каталоге РНБ. Там оказалось целых пять его (Ардентова) обработок! А статья уже сдана. Придётся просить принять новый вариант.
Ардентов,
Василий Кузьмич Иванов,
Николай Кузьмич Иванов,
Климов,
archive,
Хомутенко,
Кудрявцева,
Владимир Лачинов,
Кружнов,
Пётр Акимов,
capella