Четверг 14 октября

Oct 14, 2021 23:58

Нашёл в сети своего десятиюродного брата (вернее, это он меня нашёл) по линии Львовых. Любопытно, что один из его прямых предков - первый директор Капеллы, Марк Фёдорович Полторацкий. Вообще, через цепочку родства разной длины, как оказалось, можно дотянуться до всех управляющих Капеллой от Полторацкого до Смоленского. Кроме, разумеется, Д.С.Бортнянского. К сожалению. И кроме тёмной лошадки К.П.Бражникова (без сожаления). Т.е.: Полторацкий, Дубянский, оба Львовых, Бахметев, оба Шереметевых, Балакирев с Римским, Аренский и Смоленский. Разумеется, это ничего не значит, но чувство собственной важности поднимает чрезвычайно.

Приезжала в гости Юлина одноклассника Ирина с дочкой. Она оказалась крупным спецом по поиску скелетов в старых домах. Нашла и нам один, которого мы не замечали.

Получил правку А.С.Дмитриева к моей статье о нём, затем обсуждали её по телефону. Он очень серьёзно отнёсся к делу (в отличие от героя другой моей статьи), и проверил факты по документам. Самой большой правке подвергся раздел о его грамзаписях, который я составил по информации из открытых источников. Оказалось, что эти источники врут (даже сайт Филармонии, оркестром которой А.С. руководил более 40 лет). Врут исключительно для красного словца, приписывая А.С. записи полных циклов симфоний, которых он не делал.

Поскольку в статье останутся лишь реальные записи, перечислю здесь все опровержения, чтобы эта заметка осталась документом, на который можно ссылаться. Напомню, речь идёт о сочинениях, записанных АСО (Академическим симфоническим оркестром) Петербургской филармонии под руководством А.С.Дмитриева:
  • все симфонии Л. ван Бетховена - почти все. Кроме 4-й и 8-й
  • все симфонии Ф. Шуберта - это верно
  • все симфонии И. Брамса - не уверен, что все
  • все симфонии П. И. Чайковского - точно все не записал. Только 4-ю, 5-ю, 6-ю
  • все симфонии С. В. Рахманинова - точно не записал 1-ю, а 2-я и 3-я есть
  • семь симфоний Д. Д. Шостаковича - похоже на опечатку. Записана только 7-я
  • оркестровые сочинения С. С. Прокофьева - точно не записывал
  • оркестровые сочинения Г. Малера - не записывал
  • оркестровые сочинения А. Н. Скрябина - может быть, есть
  • оркестровые сочинения Дебюсси, Равеля - есть запись, которую А.С. сделал с оркестром Ставангера (Норвегия), но не АСО
  • Я. Сибелиуса - тоже нет
Вообще, А.С. человек колоссальной скромности. Другой мог бы решить: ну, написали и написали - пусть будет, не я же сам себе это приписал.

Проблема в том, что записи действительно есть, их много, но А.С. сам о них не вспомнит. Значит нужно, не полагаясь на другие источники, самому искать все доступные CD (и грампластинки). Кроме того, хорошо бы найти все кинофильмы, к которым А.С. записывал саундтрек. Их он тоже не вспомнит. Он даже не помнил про знаменитые «Приключения Шёрлока Холмса и доктора Ватсона», музыку к которым он записал, и сказал: «Ну, наверное, было, раз вы нашли, но я этого не помнил». Понятно, что у Филармонии есть своя записывающая студия, которая делает запись всех концертов, которые проходят в Большом зале. Поэтому, разумеется, все записи есть. Но они в архиве, для внутреннего пользования, а ссылаться мы можем только на то, что опубликовано.

Получил по почте ноты Г.В.Свиридова - Отчалившую Русь в версии для меццо-сопрано. И сильно расстроился. Как говорил Шостакович по поводу своей оратории Песнь о лесах: «За музыку я отвечаю, а вот слова…». Так и тут: за ноты я отвечаю, а за остальное... Пользоваться ими невозможно, поскольку они клееные. На пюпитре либо будут захлопываться, либо придётся их разгибать, и они рассыплются. Впрочем, ноты тоже местами изуродовали: нотные полосы, у которых на нижнем стане низкие ноты в октаву с акцентом и педалью (т.е. под станом висит такая блямба) уменьшили, и на этих страницах появился совершенно непропорциональный подвал. Ну как так можно.

Кроме того, получил из Канады клавир Аиды Дж. Верди в издании Ширмера. Это уже шестое издание Аиды в моей коллекции. Когда-нибудь дойдут руки, и можно будет сделать сравнительный анализ не только графики в этих изданиях, но и того, как менялся подход к фортепианным переложениям в зависимости от века и страны.

В конце дня послушал круглый стол под названием «Sharing in Finale v27». Он транслировался из США, где в это время было 15:00, а у нас уже 22:00. Остался разочарован. Круглый стол вели четверо сотрудников MakeMusic (фирмы, делающей Finale). Все четверо пришли в фирму гораздо позже, чем я начал пользоваться этой программой. И они, видимо, плохо себе представляют историю вопроса. В частности, что точно такая же концепция «sharing’а» появилась в их продукте уже 20 лет назад, но не взлетела. Потому что она никому не нужна. Нам проще посылать друг другу файлы по почте. (Мы даже не пользуемся функциями рецензирования в Ворде, а вместо этого помечаем изменения жёлтым цветом и пишем комментарии красным.) А вот чего в Finale действительно не хватает, так это функции collaboration’а. Вот принёс, например, Илья Демуцкий к нам в редакцию новый балет. И я раздаю: первый акт набирает Василий, второй Степан, третий Варвара. Сейчас каждый из них будет делать работу в своём файле, а затем мы не будем знать, как их состыковать, как унифицировать настройки, как извлекать партии не из каждого файла по отдельности (и так на каждую из 40 партий), а из всего балета целиком. А потом начнутся репетиции, Илья послушает музыку и захочет слегка переоркестровать несколько мест и поменяет их прямо в своих файлах и принесёт их нам, и что мы с ними будем делать? Так что не sharing нужен, а клиент-сервер, транзакции, collaboration, version control и вся прочая шняга, которой каждый день пользуются программисты. Нотопечатание - это то же программирование. Но инструментарий каменного века.

family, techno, ноты, БРЭ, Свиридов, verdi, Александр Сергеевич Дмитриев, bzf, finale, capella

Previous post Next post
Up