В связи с исполнением Всенощной Рахманинова хором Климовской Капеллы, остаются ещё вопросы.
В книге Русская духовная музыка в документах и материалах (Том 9. Русское православное церковное пение в ХХ веке. Советский период. Книга 1. 1920-1930-е годы. Часть 1.- М., 2015) приводится список всех концертов духовной музыки в послереволюционное десятилетие. Согласно этому списку, вот все девять концертов с Всенощной в Ленинграде (все - силами Капеллы):
30.3.1919
25.4.1919
31.8.1921
3.9.1921
11.3.1923
18.11.1923
10.2.1924
15.11.1925
25.12.1927
Авторы книги пишут, что составили этот список на основе материалов Музея Глинки, но не конкретизируют, что это за материалы. Между тем, хотя даты концертов совпадают с тем, что открывается из других источников, сомнения вызывают концертные площадки. Здесь я их не указываю, потому что нужно всё проверять.
Согласно этому списку, география выступлений Капеллы с духовной музыкой (не только Всенощной) такова:
1918-19: Гербовый зал Дворца искусств (т. е. Зимнего дворца)
1920-23: Большой зал Филармонии
1924-27: Собственный зал Капеллы
Очень странным кажется выступление Капеллы в зале Филармонии. Теоретически - почему бы и нет? Собственный зал мог быть на ремонте, или это могли быть абонементные концерты Филармонии, куда приглашали хор Капеллы.
Проблема в том, что мне удалось найти две афиши концертов из филармонической части упомянутого списка, и на них указано место выступления - зал Капеллы по адресу Мойка, 20.
То есть составители Русской духовной музыки..., которые проделывают гигантский труд с документами и которым я привык доверять, в этом вопросе что-то напутали. Одна из возможных причин ошибки - то, что Капелла какое-то время в те годы находилась в составе Филармонии. Поэтому в материалах, сохранившихся в Музее Глинки, Филармония могла фигурировать, как организационная структура, проводившая концерт. И если место проведения в документах не указано, составители могли принять эту организационную структуру за место. В любом случае, это странно, поскольку в предуведомлении они сообщают, что приводят воспроизводят тексты афиш максимально близко к оригиналу (т.е. у них в распоряжении всё-таки были афиши?) В общем, это всё надо уточнять.
Отдельная история - с первым исполнением Всенощной. Сохранилось письмо, в котором Капелла (переименованная в 1918 в Петроградскую народную хоровую академию) уведомляет Музыкальный отдел Наркомпроса о том, что к 25 марта 1919 хором Академии будет разучена Всенощная Рахманинова. Сам факт этого письма кажется довольно неожиданным. Из него можно сделать вывод, что Всенощную разучивали не по своей инициативе, а по указанию Наркомпроса. В остальном - это согласуется с датой первого исполнения Всенощной из приведённого списка (30 марта 1919). Можно предположить, что до этого момента Всенощной в репертуаре не было - иначе вряд ли шла бы речь о разучивании.
Однако есть ещё один источник, который, с одной стороны, объясняет ситуацию с «заказом» Всенощной, а с другой - противоречит имеющейся датировке. Это книга (покойного) Валентина Петровича Ильина Очерки истории русской хоровой культуры первой половины XX века (СПб., 2003). Он пишет следующее:Сознавая высочайшую художественную ценность некоторых шедевров церковной музыки и отдавая должное совершенству владения хором отходящего в прошлое стиля, Луначарский предложил организовать 3 февраля 1918 года исполнение Всенощного бдения Рахманинова с собственным вступительным словом перед концертом. В кратком докладе «Отделение церкви от государства и церковно-певческое искусство» Луначарский раскрыл значение и историческую роль хора в русской музыкальной культуре и определил новое направление его общественно полезной деятельности.
Непонятно, откуда взялась дата 3 февраля 1918. Непонятно, это старый стиль или новый. По официальному летоисчислению в России такой даты вообще не существовало. В связи с переходом на новый стиль летоисчисления после 31 января 1918 сразу последовало 14 февраля.
Однако 20 января (2 февраля по новому стилю) Советская власть приняла Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он вступил в действие тремя днями позже. В связи с этим выступление Луначарского с заявленной темой в те же дни представляется вполне правдоподобным. В.Фиалковский в своей книге Капелла. Пять веков (СПб., 2015) подтверждает эти сведения, правда, называя другую дату и не указывая программу выступления Капеллы: «27 февраля 1918 года в Доме Рабоче-Крестьянской армии прошёл первый концерт Капеллы для аудитории, состоящей из новых слушателей. Луначарский перед началом концерта, как это было принято в первые послереволюционные годы, сделал доклад. Для своего выступления он выбрал знаменательную тему: „Отделение церкви от государства и церковно-певческое искусство“».
Как и Ильин, Фиалковский не ссылается на источники в своём изложении. Скорее всего, оба автора основывались на передаваемом из уст в уста. Нет сомнений, что выступление Капеллы с лекцией Луначарского действительно было. Вопрос - когда и с какой программой. К сожалению, документов по этому периоду капелльской истории крайне мало. Однако имеющееся письмо говорит о том, что Всенощная разучивалась в марте 1919 года. Вряд ли Климов употребил бы это слово, если б хор уже исполнял эту музыку годом раньше. Даже если предположить, что за год все дети мутировали (чего не могло быть) - мужской состав должен был остаться и помнить программу. Так что первое исполнение Всенощной в советское время, скорее всего, сотоялось всё-таки 30 марта 1919.
Оригинал хранится в ЦГАЛИ СПб