Посетили концерт Эннио Морриконе «60 лет музыки» в Ледовом дворце.
В наше время театр начинается не с вешалки, а с парковки. Она в Ледовом дворце отсутствует. За час до начала концерта улицы вокруг заведения блокируются в несколько рядов - автомобилями, ищущими место, пытающимися припарковаться прямо там или заехать в зону платной парковки.
Такое начало создаёт нервяк, не способствующий последующему восприятию концерта. Плохая навигация внутри комплекса, вкупе с серьёзной охраной, рамками металлоискателя и отобранным фотоаппаратом этот нервяк усиливает.
Это то, что касалось Дворца. Дальнейшее - к устроителям гастролей Маэстро.
При входе всем слушателям вручили по бесплатной программке. Это логично, что при имеющейся цене на билеты программка давалась бесплатно. Но качество этой программки не лезет ни в какие рамки. Где грамотные дизайнеры, типографы, переводчики, корректоры, музыкальные редакторы - ну или хотя бы люди, обременённые запасом житейской логики? Чтоб не быть голословным, покажу
скан сей программки с обеих сторон:
Это хорошо, что она на двух языках. Потому что, увидев странность слева, есть возможность посмотреть, что там такое в оригинале справа. Но на этом положительные свойства программки заканчиваются.
Что такое «Музыкальная Программа»? (именно так - каждое слово с заглавной буквы) А какая ещё программа представлена на концерте?
Что случилось с кавычками? «Ёлочек» на все строчки не хватило, разбавили безграмотными «лапками». Кое-где не хватило и закрывающих лапок (см. «Божественный свет»)
Что случилось с названиями? Почему композиция называется «Баариа», а фильм «Бариа»? А если погуглить? А если погуглить название «Аллозанфан»?
А что такое «вокальный солист»? И, вообще-то, она солистка. А если погуглить русское написание её имени?
Что случилось с отступами? Нельзя ли как-то разделить названия, состоящие из нескольких строчек, друг от друга?
А что за глупость - писать: Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений (из фильма «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений») - и так про каждый трек?
А что такое «Музыка, исполняемая во время концерта»?
А что такое «Музыка... состоит из... оркестровок»?
А что такое «оркестровки из фильмов»?
Ну и мой главный вопрос к программке: а кто всё это исполняет? Кто этот прекрасный оркестр и не менее прекрасный хор?
Дальше. А где весь мерчандайз? Разве не должны на таких концертах через каждые 10 метров стоять красивые лотки, с которых красивые девушки продают красивые плакаты с красивым портретом композитора? Книги о нём? Фильмографию? Диски с его музыкой? (Партитуры!!!) Кружки с героями «Хороший, плохой, злой»? Сумки «Профессионал»? Копилки «Однажды в Америке»? Брелоки «Спрут»? Значки «Омерзительная восьмёрка»? Открытки «Легенда о пианисте»? В антракте я обошёл все фойе - ничего. И только после концерта, когда все уже толкались у гардероба, Юля заметила колченогий столик с ханыжного вида мужчиной, который продавал буклет и CD, посвящённые концерту. Ценники были начириканы ручкой на клочках бумаги. Кассовый аппарат, как и аппарат для чтения кредиток, отсутствовал, а наличку продавец попросил дать без сдачи. А за выходом из Дворца толпу зрителей встречали такого же ханыжного вида женщины, продававшие мятые портретики Морриконе.
Теперь про концерт. Ну, в принципе, понятно было, что адекватного звука на стадионе быть не может. Но даже при таком настрое результат работы звуковиков, сидящих в загончике, огороженном у половины партера, разочаровал. Может быть, я не могу привыкнуть к современным тенденциям звукорежиссуры. А мне говорили, что тенденции эти таковы, что звук на всём протяжении концерта должен быть на максимуме по всем полосам. Ну, не знаю. Думаю, даже при таком подходе можно попытаться обращаться с музыкой бережнее. Не выпячивать солистов сверх меры. Не нарушать баланс напрочь. Не утяжелять то, что должно звучать просто. Увы, ухо, привыкшее слушать всю эту музыку в студийной записи, испытывало сильный дискомфорт.
Ну и, всё-таки, про музыку. Что тут скажешь. Музыка Морриконе гениальна в своей простоте, гениально в своей логике, в своём живом развитии, в своём сочетании тембров, в пародировании одними инструментами звучания других инструментов, в использовании человеческого голоса - сольного и хорового - как оркестровой краски. Исполнители - всё-таки назовём их: это были Чешский национальный симфонический оркестр и Концертный хор С.-Петербурга - выполнили свои задачи на все сто. Морриконе дирижировал сидя - всё-таки через пять дней ему исполнится 90 лет,- но жест его точен и понятен. К хору приставлен был дополнительный дирижёр - как это часто практикуется на подобных больших концертах. Он транслировал жест главного дирижёра хору, фильтруя его от лишней информации, и добавляя то, что необходимо хору. Тоже работал очень чётко. Не знаю его имени. Это был не В.Беглецов - хотя и он прекрасно справился бы с такой задачей (ведь именно он «спасал» Утреню Пендерецкого, когда автор сам дирижировал концертами, и хору не хватало его жеста).
Было бы чрезвычайно интересно поприсутствовать на репетициях Морриконе, посмотреть, как он работает, как общается с другими музыкантами. Я даже имел в мыслях для этого проникнуть заранее в хор. Поскольку знал, что хор будет использоваться местный. Но не знал, какой именно - почти до самого концерта.
В любом случае, здорово, что удалось попасть на этот концерт и посмотреть на Морриконе живьём. Вряд ли такой шанс представится ещё когда-нибудь.