Sep 15, 2018 23:58
Половина дня прошла в дороге. Поскольку шансов въехать в Россию на своей машине у меня пока нет, я попросил Диму подбросить меня до Петербурга. На границе мы простояли ровно четыре часа (на русской, разумеется; финскую прошли за три минуты). Процедура ничем не отличалась от обычной. И, вроде бы, даже происходило всё с обычной скоростью. Но машин очень много, и очередь двигается не быстро.
В Хоровой студии застал грустную администрацию. Мне наперебой жаловались, как всё стало ещё сложнее, чем раньше. Чтоб хор вывезти на гастроли, нужно списки согласовывать ещё раньше, и потом не дай бог их поменять. Чтобы билеты на свой концерт в Капеллу выкупить, нужно составлять договор и ждать приказа о цене, который должен выйти не раньше, чем за полторы недели до концерта. А чтоб получить билеты заранее (потому что полторы недели до концерта это уже поздно, чтоб продавать билеты), в Капелле устно издают приказ о стоимости билетов, на словах сообщают в кассу, касса записывает цифры в тетрадь под названием "Не изданные приказы", отдают билеты по названной цене, а затем в нужный день администратор Капеллы спрашивает в кассе "какую цену мы вам тогда сказали?", ему зачитывают из тетрадочки, и тогда он издаёт уже настоящий приказ. От родителей поступающих в хор детей требуют заполнения несусветного количества бумаг, в каждой из которых нужно вписать все паспортные данные, так что родители вправе плюнуть на всё и забрать своего ребёнка отовсюду. Для каждого ребёнка, пришедшего в хор, требуется записать имя классного руководителя в его школе. "Зачем?" -- "Вы должны держать связь с школой". Но номер телефона записать нельзя -- по закону о персональных данных. "Как же нам поддерживать связь с школой?" -- "Никак!" Педагоги сидят и заполняют бесконечные журналы. На каждого ребёнка требуется заполнить учебный план. Ничего, что в хоре один учебный план на всех? Всё равно на всех заполняйте.
Я мог напутать в деталях, поскольку слушал в полуха, но впечатление испытал сильнейшее. Если задаться целью, можно написать докторскую на тему «Государство, как ликвидатор хорового творчества и музыкального образования». Ну а если брать шире (в свете, к примеру, упомянутых ранее заморочек с таможенным оформлением), то «как ликвидатор здравого смысла».
Репетировали
1. С.Рахманинов - Ангел на слова М.Лермонтова
2. П.Чайковский - Отче наш из Литургии
3. П.Чайковский - Символ веры из Литургии
4. РНП Дороженька в обр. А.Свешникова
5. Д.Смирнов - Вальс при свечах на слова А.Вознесенского
6. А.Пащенко - В тёмном лесе в редакции В.Пчёлкина
7. Ф.Мендельсон - Veni Domine
8. С.Терханов - Рождество на слова Е.Садулина
9. РНП Прибаутки на слова З.Бляхера
10. В.Ребиков - Легенда на слова А.Плещеева
затем снова Ангел
затем малым составом снова В тёмном лесе
Очень красивая перекличка ансамбля солистов и хора в Veni Domine Мендельсона.
Часть партитур изначально предназначены для однородного хора (кажется, везде женского). Вадим приспособил их для смешанного хора путём простого дублирования. Где-то целиком, где-то с выключением.
Мне нравится темп работы Вадима. Репетиция длится два часа без перерыва. Но не устаёшь. И дети не устают. Каждое произведение проходится раз или два от начала до конца. С остановкой на какой-то одной проблеме. Но не более одной, даже если их больше. Благодаря этому постоянно впевается вся программа, делаются ключевые шаги, и хор не обессиливает.
Из запомнившихся реплик Вадима. Про Символ веры: "когда речь о божественном, музыка идёт вверх, когда о земном - вниз; люди строили высокие соборы, чтобы быть ближе к Богу". Реплика мальчика из хора (хорошо поставленным дискантом): "Вавилонскую башню строили с той же целью".
Ещё про Символ веры Вадим рассказал, что якобы, когда Литургию Чайковского Капелла с Климовым исполняла в 1920-е годы, то на сцену выносили колокол, и в него били на слова «Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Только, говорит Вадим, не успел спросить у Елизаветы Петровны (Кудрявцевой), как бил этот колокол - в унисон с опускающейся поступенно басовой партией, или просто звоном (как в 1812 годе).
Про В тёмном лесе: "Представь, что ты поёшь это один. Ты играешь и стараешься как можно лучше передать смысл. Представьте, что поёте квартетом - уже отвественность за смысл распределяется между четырьмя певцами. А когда поёте хором - можно уже ничего не делать. И зрители умирают со скуки и думают: лучше б нам партитуру дали, мы бы всё сами прочитали. Пойте так, как будто один".
Про Дороженьку: на слова "молчаливыми обозами укатана" мелодия (по-моему, речь шла об альтовой партии) крутится, как колесо телеги по дороге.
Станция метро "Академическая" оказалась закрыта на ремонт, поэтому чтоб уехать домой, мне пришлось воспользоваться такси Uber. Я пользовался этим сервисом первый раз; оказалось, что таксист, который меня вёз, тоже работал в этой системе сегодня первый день. Он приехал сюда из Ставрополя лечить жену от рака. На машине, потому что самолётом в её состоянии им лететь не разрешили. И теперь выяснилось, что ей осталось жить только две недели. И ей хочется вернуться домой, проститься с детьми (у них семеро детей, из которых двое приёмных). И вот он теперь бомбит на убере, чтоб успеть заработать на обратную дорогу. Печальная история.
Спасибо Мише Пилипу из хора: он не только помог мне поставить приложение Uber и научил им пользоваться, но ещё и проводил меня до машины, а потом позвонил и убедился, всё ли в порядке.
boychoir,
Пчёлкин,
Миша Пилип,
Климов,
capella