Онегин, старый мой приятель...

Mar 16, 2024 21:34

Любопытство  одержало верх, и я таки сходила в кино на нового "Онегина" (реж. С. Андреасян). Пушкинский роман в стихах очень люблю, поэтому не смогла пропустить, хотя трейлер меня насторожил. Даже перечитала текст перед просмотром.
Итак...

1.  Актеры и роли.
Я так и не смогла примириться с возрастным Онегиным Виктора Добронравова. Ну не верю, простите... Такие глубокие морщины, очень поживший мужчина... Типажно, в целом, годится, играет хорошо, большие голубые выразительные глаза, но уж слишком потрёпан годами. Всё же это не театрально-условная постановка, а костюмный, в  исторических условиях фильм. Если бы режиссёр сделал свою авторскую концепцию от и до, тогда было бы другое восприятие, другой подход. А так - ну нет... Кстати, этот Онегин практически  не отличается от мужа Татьяны (Александр Яцко). Они и возраста одного, и даже типажно схожи. Поэтому возникает вдруг вопрос: зачем Татьяне Онегин, если у неё такой отличный муж, ничуть не хуже Евгения, а то и поинтереснее. Напомню, что у Пушкина про будущего супруга  Татьяна говорит: "Кто -  толстый этот генерал?"

Татьяна в фильме тоже гораздо старше. Ей далеко не 13, как в тексте, и не 17, как Пушкин пишет в письме Вяземскому. Ей не меньше 30. Актриса Лиза Моряк типажно тоже подходит, но тут, как мне показалось (и моей дочери тоже), она именно актёрски не тянет: слишком статичное лицо, просто восковая кукла... Не хватает эмоциональных  градаций, деталей. И очень мешает активный современный макияж. Ну ребята, какой смысл делать исторические костюмы и интерьеры, если главная героиня в розово-сиреневых тенях, густо накрашенных тушью ресницах и помаде цвета фуксия (особенно в финальной сцене с Онегиным это режет глаза). И ногти в толстом бесцветном гель-лаке.  Ну вот как это?! При этом у Ольги (Татьяна Сабинова) всё прекрасно: и миловидное, круглое - по Пушкину - лицо, и естественные черты без грима. Значит, так можно?..
В сцене первого знакомства Татьяны и Онегина (придуманной сценаристом Алексеем Гравицким) её бойкое, даже дерзкое  поведение очень напоминает острую на язык Элизабет из "Гордости и предубеждения".  Это совершенно не вяжется с пушкинской тихой, мечтательной героиней. Всё-таки Пушкин не Джейн Остин.
В общем, с главными героями у меня не возникло контакта, к сожалению, особенно с Татьяной.
В фильме значительно увеличена роль Зарецкого, секунданта  Ленского. Он здесь прямо сравнялся с юным поэтом по значимости в сельской жизни Онегина. И очень хорош тут этот Зарецкий (Алексей Гришин), немного а ля Колин Ферт. Прямо получился самый притягательный персонаж) И внешне, и по человеческим качествам.
Ленский (Денис Прытко) тоже не осьмнадцати лет, но по сравнению с Онегиным молодо выглядит. Его линия воспринимается живо, принимается.

2. Пейзажи, интерьеры.
Здесь всё хорошо, как в крепких британских исторических фильмах. Панорамные лужайки, река в Михайловском, леса и аллеи, усадьбы (Суханово в Московской области), дворцы - Зимний, Гатчинский, ну и куда ж без золотого зала Екатерининского дворца в Царском селе)  Каждый предмет на столиках, бюро - в стиле, сургучные печати, перья, пыхтящие самовары... Атмосферно. Снято крепко, с использованием хорошо знакомых приёмов, которые всегда придают фильмам налёт массового коммерческого кино, этакой голливудчины, за что, кстати, изрядно поклевали и недавнего "Мастера и Маргариту".  То есть так снимают фильмы, не претендующие на режиссерский эксклюзив. Ну и   ладно, мы не в жюри Каннского кинофестиваля.

3. Суть истории.
Выйдя из кинозала, я поняла, что нет послевкусия. Зрительное есть - от пейзажей, обстановки. А от самой сути пушкинского романа в стихах нет... Хотя поэтический текст временами звучит от автора - его произносит Владимир Вдовиченков не за кадром, а перемещаясь среди героев. И это мне мешало: например, Онегин лежит в своей постели, а мимо него из комнаты в комнату проходит посторонний мужчина с тростью, произнося пушкинские строфы. Даже неловко как-то - будто Онегин в своём доме не хозяин) В общем, мне этот господин показался бесцеремонным, а приём спорным)
А спорить о Татьяне и Онегине не хочется. Слишком много отягчающих обстоятельств, чтобы глубоко провалиться в историю этих отношений. Для меня Татьяна здесь оказалась слабым звеном...

4. Кринж фильма
1) Крупный план лица убитого Ленского, когда Онегин закрыл ему глаза, а у актёра дергаются веки. Что это было: монтажер запил, а режиссер на этом кадре отвлекся на свой смартфон?..
2) На именинах Татьяны за праздничным столом сидит человек 12. А затем танцует вальсы целая толпа с массовкой. Откуда взялись эти новые молодые танцующие?.. Тайна сия велика есть...

Мораль: кадры решают всё)

Кино

Previous post Next post
Up