Наконец удалось мне прочитать роман "Чагин" Евгения Водолазкина. Писатель это для меня особенный, для души. Когда его читаю, стиль (нежный, деликатный, чистого слова и тонкой иронии), тематика, герои дают ощущение, что я дома. В мире (реальном и современном книжном), полном грубости, агрессии, безжалостного отношению к другим, книги Водолазкина - просто оазис для сердца.
Главные герои романа ИсИдор Чагин и Павел Мещерский -
архивисты. Я, в пору учёбы бывавшая в архивах, читаю описания их работы с приятным чувством знакомых процессов. Писатель, доктор филологических наук, работающий в Пушкинском доме, автор диссертации «Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI-XV вв.)», в этом архивном мире - в своей родной стихии.
Настолько же в этой стихии Вололазкин был в своём романе "Соловьёв и Ларионов".
Роман в 4 частях читается легко и приятно. Особенность книг Водолазкина: его герои - совершенно цельные личности. Писатель никогда не дает их сомнений, метаний, мучений выбора, поиска решений. Думаю, они в этой части списаны с автора. Особенно это резало мне глаз в "Брисбене", нелюбимом мной романе Водолазкина. Я сама - человек постоянных сомнений и мильона терзаний, поэтому вырубленные из палисандра герои воспринимаются мной как загадочные цельнокроенные люди, так не похожие на меня. У них нет никаких вопросов к мирозданию, к общественному устройству, к поведению других людей, что бы они ни вытворяли. Они принимают всё происходящее как есть, без внутреннего бунта, отчаянья, без осуждения. В частности, юный Чагин, наделенный даром мнемониста - фотографической памяти, попав в руки двух кгбшников, внедривших его в Шлимановский кружок для того, чтобы "стучать" на его создателя Вельского, ни разу - ни по ходу дела, ни потом, уже после ареста Вельского - не производит ни одной мысли по поводу своих кураторов. Выпускник института, польстившийся на предложенную опытными искусителями комнату в центре Питера вместо возвращения в Иркутск, не переходит к мыслям о работе КГБ, о советской системе, в которой рассказать друзьям о расстреле в Новочеркасске - это уголовное преступление, влекущее годы лагерей. Водолазкин удивительно мягко скользит по острой теме: вроде, всё показал - драму советской идеологической диктатуры, драму предательства, - а герой проехался по всему этому с закрытой для читателя головой... Возникает ощущение, что все герои писателя воспринимают происходящее как погоду. В какое время бы они ни жили, их душа и интеллект герметично запаяны, на процесс размышлений о мире словно кто-то наложил заклятие. Можно думать о работе и о любимой - а о социальном, о мироустройстве ни-ни. Исключение - герой моего любимого "Авиатора", но и он додумывается в результате до весьма спорных выводов. Водолазкин любит героев действующих, а не рефлексирующих, причём любимое действие персонажей писателя - смирение. Однолюб Лавр после смерти любимой посвящает себя служению людям. Однолюб Чагин - работе. История с близнецами Тиной и Диной выглядит экзотично, но чувств Исидора к Дине мы не ощущаем. Не знаю, по какой причине писатель выставляет своего героя таким сухарем - возникает ощущение, что во вселенной Вололазкина настоящий человек, герой не может не быть однолюбом. Мы, читатели не однолюбы, смотрим на это издалека, с другого острова) И логично, что сухие отношения Чагина с Диной надламываются, как безжизненная ветка, от дурацкой, неуместной шутки близнецов. Поскольку при чтении романов плотно соприкасаешься с личностью автора, не могу не позавидовать Евгению Германовичу, счастливо женатому с юности и, безусловно, пишущему своих героев во многом с себя, ибо их цельность, несклонность к мучительным переживаниям происходящего вокруг и в мире, явно его свойство... С другой стороны, возможно, это принятие всего без внутренних бунтов, без Ивана Карамазова внутри, есть признак высшей мудрости души?..
Последняя часть романа в письмах даёт неожиданные повороты, приносящие удовлетворение, покой читателю. Здесь, как и в "Авиаторе", герой воссоединяется с любимой в старости. Это совершенно необычный подход к любви, явно очень дорогой автору: любить юных, свежих, красивых все мастера. А пронести любовь через всю жизнь и продолжить её к старой, одряхлевшей, больной женщине поди попробуй. Тут и выясняется, что есть подлинная Любовь...