Романтики и прагматики

Oct 30, 2020 21:47

Последнее время, думая о белорусских событиях, осмысляя происходящее в России и многочисленные беседы на политические темы со знакомыми, я всё чаще вспоминаю Легенду о Великом инквизиторе из «Братьев Карамазовых». Нужна ли человеку свобода? На этот вопрос все отвечают для себя по-разному. Свобода, которая приносит ответственность за свою жизнь, за последствия своих действий, за постоянные муки выбора, не каждому по силам… Многие, кто с грустью вспоминает СССР, как раз не хотят этих мук выбора, этой давящей ответственности. За отсутствие свободы они хотят иметь гарантированные образование, работу, пенсию. И это можно понять. А вот как примириться им и тем, кто хочет противоположного, не ясно...

Ниже несколько концептуальных фрагментов из Легенды о Великом инквизиторе.
___
«...ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!»

«..О, никогда без нас они не накормят себя! Никакая наука не даст им хлеба, пока они будут оставаться свободными, но кончится тем, что они принесут свою свободу к ногам нашим и скажут нам: «Лучше поработите нас, но накормите нас.» Поймут наконец сами, что свобода и хлеб земной вдоволь для всякого вместе немыслимы, ибо никогда, никогда не сумеют они разделиться между собою! Убедятся тоже, что не могут быть никогда и свободными, потому что малосильны, порочны, ничтожны и бунтовщики. Ты обещал им хлеб небесный, но, повторяю опять, может ли он сравниться в глазах слабого, вечно порочного и вечно неблагодарного людского племени с земным? И если за Тобою во имя хлеба небесного пойдут тысячи и десятки тысяч, но что станет с миллионами и с десятками тысяч миллионов существ, которые не в силах будут пренебречь хлебом земным для небесного? Иль Тебе дороги лишь десятки тысяч великих и сильных, а остальные миллионы, многочисленные, как песок морской, слабых, но любящих Тебя, должны лишь послужить материалом для великих и сильных? Нет, нам дороги и слабые.»

«Говорю Тебе, что нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается. Но овладевает свободой людей лишь тот, кто успокоит их совесть. С хлебом Тебе давалось бесспорное знамя: даешь хлеб, и человек преклонится, ибо ничего нет бесспорнее хлеба…»
___

Кроме конфликта свободолюбцев и тех, кого свобода тяготит, наблюдается конфликт романтиков/идеалистов и прагматиков. Романтики видят идеал - как должно быть - и страстно стремятся к нему, сокрушая препоны, презирая "глупых пингвинов". А маленький слабый человек, этот самый пИнгвин, хочет жить, ценит хотя бы относительно мирное пространство, свой бутерброд с сыром, свои вечера в семье у телевизора или с интернетовскими фильмами. Этот прагматик ценит синицу в руке и боится красочно нарисованных журавлей, потому что помнит и видит, что на нашем пространстве революции, восстания и перевороты почему-то приводят к ещё большей крови и страшным бедам для маленького человека (а зачастую и для очень больших)... Буревестники могут добиться успеха, но тут же их победу ловко похищают стервятники, ибо птица бури не видит деталей земной реальности, не умеет играть шахматные партии и зачастую переоценивает свои стратегические и тактические способности на политическом и экономическом поле... За ее полетом с самого начала наблюдают хитрые матёрые игроки, иногда в нужный момент включающиеся в происходящее деньгами, выгодными предложениями, шантажом, угрозами. И обязательно в благородную борьбу вламываются криминальные элементы, чтобы под шумок нарубить себе бабла и просто потешить те стороны, ублажение которых в мирно-законной жизни чревато уголовным наказанием, а в мутной реке всё можно... Романтики принципиально не желают признавать иные, побочные эффекты революционной ситуации. А прагматики видят жизнь от земли, им хорошо известны материальные детали.

К противостоянию романтиков и прагматиков примыкает проблема близкая, но несколько иной краски. Это вопрос, где пролегает грань, за которой человек полностью теряет самоуважение и свое человеческое достоинство, поступаясь ими за стабильность привычной жизни. Например, сколько лжи, несправедливых действий со стороны власти, попирания ею декларируемых демократических процедур, насилия к инакомыслящим можно молча терпеть ради стабильности привычного уклада?.. Белорусы решают сейчас эту задачу, хотя у многих инстинкт самосохранения нашёптывает самое простое: считать думающих иначе либо проплаченными Западом/своей властью, либо дураками. Когда обесцениваешь противника, сам вырастешь в своих глазах и красуешься бронзой. Меня удивляет, как много людей с обеих сторон просто не верят в искреннюю иную позицию, мнение, убеждения. Не пытаются вникнуть в чужие аргументы, опасения, страхи, в чужой жизненный опыт и обстоятельства. Лёгкость суждений, приговоров, простые рецепты...

Литература, 91autumndays, Мои заметки, Политика и страна

Previous post Next post
Up