Сказано же: "Просите, и дано будет вам" - ну и вот. Несколько месяцев я активно хотела красоты в кино - чтобы много, наповал. Просто томилась и жаждала. Кино, которое попадалось, было умным, интересным, современным, оригинальным, но красоты там было мало, а напряга много. Но Господь милостив, и неожиданно я получила то, что хотела, в неожиданном месте и в неожиданной форме...
Как-то мне попалась информация, что в Манеже открылась выставка "Предсказания и откровения"творческого коллектива AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес). Основная часть выставки - видеоработы и полная запись оформленной ими оперы "Турандот", премьера которой состоялась в январе этого года в итальянском Палермо. Кадры работ меня заинтересовали, и я решила сходить, хотя никогда на таких выставках не бывала...
Конечно, прочитала, что AES+F создают свои работы на стыке фотографии, видео и цифровых технологий, что на выставке показывается их
грандиозная Трилогия: «Последнее восстание» (впервые продемонстрировано на венецианской биеннале в 2007 году), «Пир Трималхиона» (продемонстрирован на Венецианской биеннале в 2009 году), Allegoria Sacra (2011), - а также Inverso Mundus (венецианская биеннале 2015 года).
"Турандот" - это первое, на что я заглянула, но была разочарована, ибо видеоряд сильно приближенного задника сцены, завораживающий и несколько отталкивающий, находился в противоречии с группой хористов и солистов, одетых как в провинциальной постановке 80-х.
А моё открытие случилось в одном из залов на "Пире Трималхиона". Это оказался пир абсолютной красоты. Мне, сибариту и эстету, подали длинного метра видео, где в замедленной съёмке (приём -морфинг фотографии) двигались люди разных рас и разных же ликов красоты. Канва сюжета, если это слово здесь применимо, такова (здесь авторское описание, слишком акцентированное, в фильме всё мягче):
Что увидела я - моя человеческая единица: совершенство каждого кадра. Темп очень медленный, но мне ли, высиживавшей вечер японского танца буто и любящей "Зеркало" Тарковского, боятся медленных темпов... Приём показа - как в некоторых наших рисованных мультфильмах 80-х, когда кадр переходит в кадр через смазанность контуров, плывущие очертания. И синяя поверхность моря, и белые пески пляжа, и лайнеры, и люди в разных белых (и не только) одеждах - всё изысканно, роскошно красиво. Команда, делавшая эти фильмы, - большие художники, вдобавок по уши в моде, о чём говорят позы, ракурсы артистов, среди которых большая часть - модели. Я узнала рыжего Данилу Полякова, остальные не узнаны по именам, но "раскушены" по истончённым линиям тел и скул, по длинным элегантным пальцам, по манере жить в позах и жестах. Аллюзии на картины мастеров Возрождения то свободно считываются, то затушеваны. Лёгкий юмор, когда горничные в белых фартуках встречают гостей в позах кордебалетных пейзан, сразу меня купил. Их плавные балетные позы рук с выстроенными пальчиками, их работа с пылесосами по четвёртой позиции - о, это для нас, для тех, кто понимает!) И вот такая, купленная, я включилась в магию красок и движений, в спектакль повторений чётких ракурсов сонных, утончённой лепки людей...
Крупные планы экзотического излишества павлинов служат границами частей фильма.
Это кадр из зала, с экрана
Собирающаяся сапфировая цунами щекочет нервы, но не превращается в катастрофу, волшебным образом растворяясь в толще остальной океанской воды. Туча тонких разноцветных стрел, выпущенная в летающую тарелку, ласкает глаз, несмотря на серьёзный месседж. В синем небе летят красногрудые попугаи, среди белых шезлонгов тают в эротическом томлении черные африканские и золотые азиатские лица, плывут китайские узорчатые шелка, рысьи меха, алые гольфы, пёстрые набивные ткани и тюрбаны...
Занятия на тренажёрах - неотъемлемая часть элиты. И в раю они будут так же заботиться о совершенстве своих оболочек)
В своей волшебной "Книге ликований" Аким Волынский рассматривал слово "ликование" не только как торжествующий восторг, но и как любование разными ликами красоты. Красота ликует - показывает нам свои разные, но неизменно прекрасные стороны. То, что происходит в фильме, - это оно, ликование красоты...
Модная, гламурная составляющая очень сильна, поэтому для тех, кто не не любит смотреть "Vogue" или "Harper's Bazaar", многое будет неузнанным и непонятым. Мне же, благодарно откликающейся на вычурность и замысловатость модельных поз, на скульптурную нарочитость жеста, - тут полная малина с мёдом.
Из сюрпризов: обнаружение в кадре Светланы Светличной и Андрея Руденского. Опознанная по балетной пластике и ногам балерина оказалась Инной Генкевич. Поражающий гуттаперчтвостью бородач - это йог Мухтар Гусынгаджиев.