Только Питер пощипали с мостом Кадырова, как пришла тема пообъёмнее - Исаакиевский собор и его передача РПЦ...
На всякий случай ниже публикую информацию с сайта Союза музеев России - справка по поводу Исаакиевского собора.
///
С О Ю З М У З Е Е В Р О С С И И
|
Исаакиевский собор является ровесником Санкт-Петербурга и одним из его символов: с первых дней закладки нового города в ней появилась маленькая деревянная церковь, посвящённая небесному покровителю императора Петра I. Потом её переносили на другое место, подальше от набережной Невы, одевали в камень, видоизменяли. Наконец, Александр I решил перестроить ринальдиевский Исаакиевский собор, здание стали разбирать до фундаментов, а причту, служившему в нём, предложили проводить службы в соседней церкви. Это сразу вызвало неудовольствие митрополита Амвросия, который 24 апреля 1816 года писал князю Голицыну: «Сдешнего Исаакиевскаго собора протоирей с братию и старостою церковным в подданом ко мне прошении объяснили, что по случаю внутреннего повреждения открывшегося в разных местах онаго собора, высочайше повелено сделать в нем надлежащую и прочную починку, а им предписано отправлять службу, до исправлении и окончании починки, в Сенатской церкви; но как отправление оной в Сенатской или в иной церкви для них неудобно потому, что во всякой другой церкви доходы от свечной продажи и от кошелька собираемы в сравнении с доходами собираемыми в Исаакиевском соборе должны значительно умалиться, и следовательно совсем оскудеть тот источник, их котораго они имели способы покупать дрова, как для отопки собора, так и для дому священноцерковнослужителей… Я признав прописанное Исаакиевскими соборными неудобство основательным, сообщаю о сем вашему Сиятельству и прошу покорнейше испросить высочайше его императорскаго Величества соизволение на поставление близ Собора онаго той Самой походной церкви с шатром, которая при подобном случае была поставлена у Казанскаго собора, с назначением и караула к ней»[1]. Александр Голицын ответил быстро, через день: «Его Императорское Величество не соизволил на сие изъявить согласие потому, что Соборане Исаакиевские могут исправлять Богослужение и в Сенатской церкви, [2]так как сие прежде было, и что сделано позволено было, при подобном случае, Казанским Соборанам служить в походной церкви под шатром, то сие учинено ради пренесении в оную Иконы Казанской Божии Матери, какового обстоятельства при исправлении Исаакиевскаго собора нет».
Во время возведения нового (четвёртого по счёту) Исаакиевского собора попечение за всеми работами по строительству и художественному оформлению Александр I личным указом от 20 февраля 1818 года возложив на особую Комиссию[3], которая ежегодно отчитывалась за каждый потраченный рубль. Строительство Исаакиевского собора финансировалось из государственной казны и суммы сорокалетней стройки были столь значительными, что их приходилось закладывать в бюджет Российской империи отдельной строкой.
После торжественного освящения и открытия Исаакиевского собора в 1858 году сооружение продолжало находиться в ведении Комиссии по постройке собора. Лишь в 1864 году уже другой Александр (II), своим указом от 22 октября упразднил деятельность Комиссии и здание было передано в ведение Министерства путей сообщения и публичных зданий[4]. В этом законе прописывалось, что расходы по содержанию кафедрального собора представлялись Государственным Советом на утверждение его императорского
[1] РГИА. Ф. 797. Оп 2. Д. 5255. По отношению Митрополита Амвросия об отвалившейся в Исаакиевском Соборе, щекатурке. 1816. С. 21.
[2] Там же. С. 22.
[3] РГИА. Ф. 1311. Оп. 1. Д. 1. Дело Комиссии о построении Исаакиевского собора. Об учреждении Комиссии и определении чиновников, архитектора, его помощников каменного дела мастеров и проч. 1818.
[4] Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том XXXIX. Отделение второе. 1864. № 41368. - СПб.: Типография Собственной Е.И. Канцелярии. 1867.
величества, и должны быть покрыты «из кредитов, ассигнованных по ст. 1-й § 14 расходной сметы Главнаго Управления Путей Сообщения и Публичных Зданий на сей год»[5]. Так, в 1864 году общая сумма расходов по Исаакиевскому собору (освещение люстр, содержание команды сторожей, дрова для отопления, исправление медной крыши и на фронтонах, мука для просфор и пр.) составила 68.858 рублей серебром[6]. Также в указе разъяснялось, что необходимо «предоставить Главноуправляющему Путями Сообщения и Публичными Зданиями: a) иметь высший надзор и заведывание всем, что касается наружнаго и внутренняго благоустройства здания Собора с принадлежностями его; и b) назначать Инспектора из старших Инженеров Корпуса Путей Сообщения…. Предоставить Министру Императорскаго Двора ежемесячно назначать для техническо-художественнаго осмотра здания Собора, трех членов Академии Художеств, которые, вместе с Инспектором и Архитектором Собора, лично обозревают все части его, соображают какия и когда необходимы исправления, и заключения свои о надежных, для исполнения указанных ими работ, художниках представляют Главноуправляющему Путями Сообщения и Публичными Зданиями, от котораго и зависит дальнейшее по сим делам распоряжение»[7].
Но православная церковь настаивала, чтобы кафедральный собор в центре столицы был передан ей в полное ведение. По указу императора была создана специальная Комиссия, возглавил её А.И. Резанов, которая «отклонила полную передачу здания в безраздельное управление Духовного ведомства (при Исаакиевском соборе постоянно приходится проводить сложные работы как в техническом, так и в художественном отношениях)»[8]. В результате конфликта министерства Путей сообщения и публичных зданий и церкви император Александр II издаёт именной указ за № 49192 от 28 января 1871 года об изъятии здания из ведения Министерства путей сообщения и передаче его в Министерство внутренних дел[9]. С этого момента больше императоры ни в какое другое ведомство Исаакиевский собор не передавали. Михаил Тимофеевич Преображенский, известный архитектор, член Общего присутствия хозяйственного управления Святейшего правительствующего синода, которому было доверено строить православные храмы не только в России, но и за её пределами, объяснял особое положение Исаакиевского собора тем, что он «требует к себе не только тщательного внимания со стороны специалистов и крупных расходов, но и особых забот правительства. Исаакиевский собор, заключая в себе замечательное художественное произведение по живописи и архитектуре, и как выдающееся сооружение церковного зодчества, является крупным памятником государственного достояния, на которое истрачено казною свыше 23,000,000 народных денег и 40 лет труда, а потому и забота о поддержании и сохранении его в должном порядке естественно должна быть в руках правительства…. Во всяком случае правительство не должно жалеть средств на поддержание такого сооружения в образцовом порядке во всех отношениях так как не только каждый русский, но и иностранец, посещая столицу, считает своим долгом побывать в соборе. Всякий, кто ознакомится с ним подробно выносит глубокое впечатление на всю свою жизнь о мощности России и о высокой культурности ея в области изящных искусств»[10].
Толмачева Н. Ю., кандидат искусствоведения
[5] Там же. С. 68.
[6] Сборник постановлений о церковном хозяйстве. Вып. 7. 1864 -1865. С. 1346.
[7] Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том XXXIX. Отделение второе. 1864. № 41368. - СПб.: Типография Собственной Е.И. Канцелярии. 1867.
[8] Преображенский М.Т. Отчет М. Т. Преображенского по командировке собранием Академии художеств в Междуведомственную комиссию по Исаакиевскому собору для выяснения необходимого ремонта по зданию и исчислению потребных на то средств. - СПб, 1911. С. 4.
[9] Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том XLVI. Отделение первое. 1871. № 49192. -СПб, 1874. С. 69.
[10] Преображенский М.Т. Отчет М. Т. Преображенского по командировке собранием Академии художеств в Междуведомственную комиссию по Исаакиевскому собору для выяснения необходимого ремонта по зданию и исчислению потребных на то средств. - СПб, 1911. С. 17.
///
http://www.souzmuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21929:k-voprosu-o-polnoj-peredache-isaakievskogo-sobora-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi&catid=10596:aktualnaya-informatsiya&Itemid=185 В дополнение к сказанному два слова о судьбе собора после революции:
///
Причт Исаакия был больше, чем во всех остальных храмах Петербурга: протоиерей, 3 священника, ключарь, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона, 5 псаломщиков, 2 пономаря, просвирня, 50 певчих и шестнадцать звонарей. В большинстве храмов России причт жил на деньги от приходских доходов и на проценты с капитала, пожертвованного на храм, но причт Исаакиевского собора состоял на казенном жаловании. Кроме Исаакия казенное жалование получал причт только трех соборов Петербурга: Морского Богоявленского (Никольского), Троицкого и Смольного, но жалование в Исаакиевском соборе было выше примерно в 3-4 раза. А всего на содержание собора выделялось в год 68858 рублей (не считая разовых дополнительных затрат). При этом в ведении причта собора оставлялись также и все сборы («кружечные», «свечные», «кошельковые»).
После Октябрьской революции из собора изъяли многочисленные ценности (было вывезено около 50 кг золота, свыше двух тонн серебра и множество драгоценных камней), но сам храм оставался действующим. Однако обеспечивать гигантскому собору надлежащий уход без помощи государства община, естественно, была не в силах. Поэтому в 1928 году договор с церковной двадцаткой был расторгнут и храм передали Главнауке.
29 апреля 1922 года его настоятель протоиерей Леонид Богоявленский был арестован, а храм стал
обновленческим. В
1928 году службы прекращены: президиум ВЦИК 18 июня 1928 года постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании
Главнауки в качестве музейного памятника». 12 апреля 1931 года в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев. С 1928 по 1931 год в соборе провели ремонт, одновременно в храме открылся антирелигиозный музей, одной из главных достопримечательностей которого стал маятник Фуко, демонстрировавший вращение земли.
Во время
Великой Отечественной войны пострадал от бомбёжек и артобстрела, на
стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В соборе во время
блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также
Музея истории города и
Летнего дворца Петра.
С
1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор».
///
http://www.cathedral.ru/_chetire_gizni_isaakievskogo_sobora_https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80