Я в детстве обожала карты, играла с ними, как с игрушками, придумывала всякие истории. Колод было несколько - и к каждой у меня было своё отношение. Была даже колода, с которой я играла... только чур не смейтесь - в "Молодую гвардию"! Были там и Люба Шевцова (бубновая дама), и Ульяна Громова (трефовая), и другие...
А вот эта колода - о которой ниже пойдет речь - была самой любимой, особенно образ трефовой дамы завораживал - с этими белыми пушистыми шариками у висков:)
А, оказывается, вот там какая история...
Оригинал взят у
sergpodzoro в
Вы ни за что не догадаетесь, кто скрывался за рисунками на популярной в СССР колоде карт. Трефовая дама и ее прототип - княгиня Елизавета Федоровна
Проверьте, какая колода карт лежит у вас дома в ящике. Вполне возможно, что именно эта! Наверное, каждый из нас видел такую колоду карт («Русский стиль») - во времена СССР эти карты были одними из самых распространенных.
Ничего необычного на первый взгляд в них нет - мы настолько привыкли к этим рисункам, что наверняка даже не обращали внимания на одежду карточных героев. Вот в этом-то и странность: прототипами для королей и дам в этой колоде стали не пролетарии и колхозницы, а участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г.
Червовая дама и ее прототип - княгиня Ксения Александровна
В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал. Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце Санкт-Петербурга вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II и как последний придворный бал императорской России.
Фотографы запечатлели всех именитых участников этого мероприятия, благодаря чему и появилась возможность воссоздать эти образы в игральных картах.
Карты колоды *Русский стиль*, срисованные с участников костюмированного бала
Все 390 гостей императорского бала были наряжены в стиле придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные Российской империи.
Прототипы бубнового валета и трефовой дамы
Прототипы червовой дамы и трефового валета
Карты создавали, ориентируясь на фотографии, собранные в «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце». Одежды королей, валетов и дам на игральных картах полностью повторяли костюмы участников бала-маскарада. На тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами.
Карты из колоды *Русский стиль*
В 1911 г. немецкие мастера фабрики «Дондорф» разработали эскизы для карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Выпуск колоды под названием «Русский стиль» был приурочен к 300-летию дома Романовых.
После революции мануфактура была закрыта, в 1923 г. она возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати.
Туз из оригинальной колоды и рисунок, воссозданный Юрием Ивановым
Участники последнего костюмированного императорского бала
Удивительно то, что именно эта колода осталась в СССР самой популярной и продолжала выпускаться. Ведь даже карты часто использовали в целях пропаганды - печатали «Антирелигиозные карты», «Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т. д. Но они не смогли конкурировать с «Русским стилем».
И память о последнем костюмированном бале империи «легально» сохранялась на протяжении всего ХХ столетия.
via