Есть такая милая шведская художница
Нина Йоханссон. Обычно она рисует Стокгольм, похожий на Петербург, и прочую окружающую действительность. Но тут вдруг, по её собственным словам, решила "пофантазировать", вспомнить, как она это делала раньше. Пост так и называется: "Разбудить уснувшее воображение". И вот смотрю я на её симпатичные рисунки и вижу: всё это воображение, фантазия -- всего лишь два простых механических приема: первый, губы Никанора Ивановича приставить к носу Ивана Кузьмича, и второй, чтобы нечеловеческое голосом молвило человечьим. То есть, никакое не воображение, а то что в смущении, когда сказать нечего, называют "оригинально". И, конечно, не только у Нины Йоханссон, иначе бы мне не стало так грустно (скучно). Нет, думаю, шалишь, есть воображение! В науке, например. Парадокс близнецов, черные дыры, остановившееся время -- чистое воображение. Эгоистичные гены, гидрофобные аминокислоты. Вы заметили, как часто научные термины одушевляют неодушевленное, а потом ученые удивляются, почему публика шаманствует? Так и видишь эти бедненькие аминокислоты, жмущиеся друг к другу и испуганно косящиеся на капельки росы. То есть, всё, что противоречит интуи… Ну вот, и в науке, получается, воображение -- те же Никанор Иванович и Золотая Рыбка. Тут я, конечно, не первая («откуда люди выдумали Бога, если ничего подобного не существует в природе» и проч.) Но именно рисунки Нины подтолкнули, в них эта механистичность как-то особенно видна. Лучше всех, конечно, фантазирует Природа. Плоды ее фантазии часто… поражают воображение. Но, похоже, она фантазирует теми же двумя механическими методами. Или это мы так скучно определили фантазию и воображение? Есть они вообще на свете или нет? И что мы под этим понимаем?
А это уже Стокгольм.
И Лондон.
Ещё Стокгольм
Рио.
Тоже Швеция, хотя похоже то ли на Комарово, то ли на Репино. В общем, старое финское поселение в Ленинградской области.