Сегодня ходили в кино на "Севильского цирюльника" (прямая трансляция из Нью-Йорка). Рядом сидела бабушка без каких-либо признаков старческого слабоумия, наоборот, живая такая, 90 лет. Рассказывала, что живет в доме пристарелых рядом с колледжем, и что в этот дом берут при условии, что ты соглашаешься ходить в колледж. То есть, если совсем плохо
(
Read more... )
В семье - прекрасно, конечно, если это большая итальянская семья в ее лучшем проявлении. Но это не всегда так бывает, увы. Во многих семьях стариков обижают; но бывает и так, что старики обижают - как, говорят, в каких-то латиноамериканских семьях младшую дочь не отпускали замуж, потому что она для того, чтобы за матерью умирающей ухаживать.
В общем, я заглядывала в себя. Мне кажется так: надо бы сворачивать свои потребности сообразно своим возможностям, и пока можешь сама (или с умеренным делегированием) обеспечить себе радость жизни, даже если это просто посидеть на стуле на крыльце, подремать на солнце - хорошо; а как только не можешь - то уже пора и честь знать. Но это может быть незрелый преждевременный взгляд, я к этому склонна - может, потом оно все по-другому окажется.
Вот у нас в сегодняшней газете статья на первой странице. Детский хирург на пенсии, вдовец, 84 года, 5 лет назад ослеп и переехал в учреждение, которое как бы хорошее. Зарядку делает по часу в день, друзья его навещают. Три года боролся, чтобы "выйти на полчаса на улицу" тоже посчитали правом человека и согласились ему с этим помогать. Теперь опять гуляет (вытребовал), но судится, чтобы это оформить на бумаге - на пользу другим обитателям таких домов. У меня очень смешанные чувства, потому что он небедный, не совсем одинокий, образованный и относительно здоровый, умственно ясный человек - и годами борется за то, чтобы мочь выйти на улицу. Каково тем, о ком мы не слышим?
Приживалки не были дряхлыми, мне кажется, когда начинали в этом статусе. Они были "бодрыми пенсионерами" по нашему. Это меня как раз не очень пугает. А вот годы и десятилетия беспомощности - да. Беспомощность выносима долго, только если есть сильная и безусловная любовь, а на это нельзя рассчитывать, можно только робко надеяться.
Reply
Leave a comment