Фестиваль однозначно понравился.
Об этом фестивале много кто слышал, но пока из наших никто не ездил. История повторяется. Я оказалась первым засланцем из нашей северной страны. Специфика (читай - подстава) данного фестиваля такова, что все общение и преподавание идет исключительно на французском языке.
Даже сайт мероприятия не имеет дубля на английском. При всем при этом фест важно именуется международным. По ходу эту международность обеспечивают несколько стажеров из ближайших франкоговорящих стран - Швейцарии и Бельгии. В этот раз еще была одна японка (вот не знаю, умела ли она по-французски) ну и ваша покорная слуга. В школьные годы я училась во французской спецшколе и успела овладеть этим языком.
Организаторы феста очень гордились, что в этом году у них такая крутая международность, даже, вон, из страны Медвежьего Угла есть студенты, да еще и франкоговорящие. И по этому поводу пихали меня во всевозможные медиа. Спускаешься в общий зал чаек попить между занятиями, а там уже очередной представитель прессы поджидает…
«Расскажите, каковы ваши впечатления о фестивале?»
Впечатления
Занятия по арфе в старинном францисканском монастыре под звон колоколов и крики чаек, есть в этом что-то …
До сих пор из фестивалей, ориентированных на обучение, я бывала единожды, в Эдинбурге. На стажировке у темпераментного колумбийца Эдмара Кастанеды. Это была босанова и джазовая импровизация на арфе. Взрыв и вынос мозга в течение пяти дней для всех его студентов, невзирая на то, что в нашем классе все были продвинутые или профессионалы.
Так вот стаж в Динане это не только цыганочка с выносом, но и настоящий мозговой штурм. Обучение строится так: народ делится на 6 потоков (от A до F) в зависимости от уровня владения инструментом. В класс А попадают professionals. Невзирая на то, что в анкете я скромно указала «avancé», меня таки засунули в класс А. Ни минуты о том не жалею.
Стажер не может выбрать у кого из препов заниматься, как в Эдинбурге. В Динане через сформированный класс пропускается 3-4 препа. Всего за 4,5 дня на класс есть 7 двухчасовых занятий. Почти все эти препы получают по 2 занятия в твоем классе. И ты до захода в класс не знаешь, кто будет у тебя вести в данный момент. В нашей «профи» группе мозг последовательно выносили: Monica Studler (Австрия), Francois Pernel, Tristan Le Govic, Quentin Vestur.
Эти же люди вели и в группах более слабого уровня, когда не были у нас, программу полегче, без выноса мозгов. Остальные преподаватели в нашем классе не появились ни разу.
Всего препов на фестивале было десять. Вот они, наши красавцы и красавицы
Забавнее всего было встретить Пернэля, ведь мы с ним соревновались в 2009 году в Лорьяне в финале конкурса арфистов.
Пернэль тогда взял второе место, а я скромное пятое :). Мы с Пернэлем потрындели немного за былые дела, стоя под закрытой дверью класса. Он мне тут же поведал, что через 3 года таки взял первый приз. И правильно, Пернэль очень крут.
Почему я сказала, что в Динане мозговой штурм. А потому, что если в Эдибурге ты у максимум 2-х препов в течение пяти дней последовательно долбишь и разбираешь какие-нибудь мелодии и аранжировки вокруг, то в Динане препов четверо и идут они вразнобой, давая на каждом занятии что-то новое. И то, что в Эдинбурге разбирается за 5 дней, тут берется за одно занятие (!). Так, Моника, на первом же уроке выдала ним три варианта джазовых тюнов и поинтересовалась, с чего бы мы хотели начать? Я стала агитировать народ, что джаз на 5/4 это очень даже хорошая тема… Поехали!
Вынос мозгов начался сразу, и не только музыкой, но и тем, что Моника была _единственной_ среди преподавательского состава, кто не говорил по-французски. Французы таковы, что иностранные языки учат с неохотой. Особенно этот противный английский :). Угадайте, кому пришлось быть толмачем на этом занятии? Ага, русская (к.х.н. и доцент по химии) занималась своим обычным профессиональным делом - переводила непонятные моменты французам с английского на их родной. Не забывайте, что при этом мы разучиваем джазовую композицию на 5/4…
И таки да, к концу занятия мозг был взорван! Люблю Монику.
Доброе утро в "профи" классе
Уже на втором занятии с Моникой я попросила юную Са’гочку из Эльзаса, которая тоже хоть как-то рубила в английском, занять почетное место переводчика.
День второй. Следующим в класс пришел обаяшка Тристан. Это был урок по бретонщине в современных обработках. На первом его занятии мы все много шутили и смеялись. Тристан очень любит рассказывать матчасть. На любой вопрос со стороны учащихся дается хороший развернутый ответ минут на пять. В результате количество игры и трепа примерно равны. Но мне не жаль, потому что узнаешь много интересного и полезного. Хотя поначалу мы с Са’гочкой иногда тренькали по струнам, типа, намекая. :) Однако, невзирая на обилие разговоров, его музыкальный материал ломает мозг тоже вполне конкретно. После этого занятия мы лишились двух учениц, они отправились мигрировать за Тристаном по группам ;) . Это, кстати, допускается. Вот только не скучно ли им было в более слабых группах. Вероятно, не скучно :), потому что они не вернулись обратно.
Пернэль продолжил джазовые экзерсисы. Мы разбирали рил его авторства с джазовой аранжировкой. Зевать тоже не пришлось. У Пернэля очень гибкие мозги по части джаза и его инструкции весьма четкие. Потом еще мы немного позанимались джазовой импровизацией. Мне даже жаль, что его у нас в группе было меньше всех - всего одно занятие, тогда как у других препов по два.
На третий день к нам приехало телевидЕние. Утром продолжили бретонщину с Тристаном. Тристан на этот раз важничал, мы трудились, мужик с камерой старался не споткнуться об арфы. Видео этого процесса будет продемонстрировано позже - там же будут мои полминутки позора. Налетай! :)
Потом снова пришла Моника с ее английским. С самосочиненной пьесой в кэролановском стиле, но хитрым аккомпанементом и еще одним куском для джазовой импровизации. Псевдокэролан пошел быстро. В конце каждый рубил джазовую импровизацию по очереди, пока остальные играли грув. В конце было уже вполне осмысленно. Все были довольны, включая Монику. По окончании я предложила организовать нам всем джаз банду, а моя соседка Эмелин воскликнула, что да, у нас уже даже есть одна запись! Имеется в виду, что все записывали урок на айфоны и плееры.
Последним в нашей группе был Квентин. Этот тоже пришел с бретонщиной. Если о первых трех препах я хоть что-то где-то слышала, то о нем узнала впервые. Очень душевный и немного стеснительный парень. На его занятиях мы и играли, и пели. И иногда даже танцевали. Чтобы почувствовать ритм и акценты. Да, одна песнь снова была на 5/4. Парень любит восточную музыку, и некоторые ее нюансы привнес в бретонщину. Интересно выходит. Он еще больше всех работал на то, чтобы у всех все получилось. Не в упрек остальным препам, которые не особенно стремились к тому, чтобы все догнали (самые умники, вроде меня и еще 2х человек догнали - и ладушки), Квентин же возится до победного.
Кроме занятий на фестивале дается по два концерта в день в 17:30 и 20:30. Выступают не только учителя, но и другие приглашенные звезды, не участвующие в учебном процессе. Например Кеменер. Есть пара занятий по бретонским танцам. В программе не обозначено ни одного фест-ноза, но они возникают спонтанно в некоторые вечера. Ну и, конечно, выставка арф различных производителей. Об этом буду писать отдельно.
В самом конце фестиваля всех сгоняют на ступени театра Якобинцев и делают «семейную» фотографию. А ведь дофига народу было в этом году!
(я там воооон по центру в бирюзовом джемпере :))