Ранним субботним утром, еще не осознав до конца, что лечу в Афины, я максимально просчитывала свой багаж...
В итоге взяв только ручную кладь, куда попали косметические пробники (согласитесь, лучше брать не базукоподобные емкости, с которыми из-за пары пользований придется пересекать границу два раза, а миниатюрки, которых как раз на поездку и хватит) да пара теплых кофт (что за расчет такой был, что в уже жарковатых Афинах они непременно понадобятся, уже не помню), я (со странным чувством, что еду до ближайшего аула сельским автобусом) зашла в самолет и познакомилась с определенным мне судьбой и спонсорами поездки попутчиком. Забегу вперед и скажу, что расчет багажа туда не учел багажа обратно и все многочисленное свежеприобретенное пришлось на обратном пути упаковать в его, попутчика, чемодан...
Периодически нападал и отпускал сон и примерно в то время, когда у меня обычно звонит будильник, мы уже заехали на центральную улицу Афин. Сделав последний поворот у здания греческого парламента, где (это водитель рассказывал) « …каждый час тут со всеми церемониями сменяется караул из часовых. Они у нас самые что ни на есть модели: работа эта считается очень престижной и будущие гвардейцы даже проходят фейс-контроль, учитываются внешние данные вплоть до телосложения…» мы подъехали к уютненькому отелю... Единственным желанием было доспать свой законный утренний сон, но бойкая экскурсовод с моего вялого согласия записала меня на четырехчасовую экскурсию в легендарный Акрополь, а также предложила посмотреть шубы. Дама сделала звонок и сообщила, что часа через два, если мне удобно, за мной подъедут Спартак и Дионис, повезут в шубный район.
Шуба, дубль 1, амурный
Если коротко, два обходительных грузина (!) Спартак и, как обещалось, Дионис, отвезли в некое шубное место, где мама Диониса (имени не помню, Персефона, надо полагать), аргументами типа «Как же на вас сидит хорошо!» (ага, если не считать плеч в пару раз шире нужного) «в Вашем возрасте Вы уже просто обязаны иметь шубу» (а в Вашем - совесть) пыталась продать мне одну из шуб больших размеров. Потому что, видимо, возраст, когда уже полагается иметь шубу, предполагает несколько другие габариты, а «нестандартных» маленьких не оказалось. Я сказала, что подумаю и хочу уже обратно в гостиницу, но Спартак с Дионисом твердо решили отужинать со мной и провести ознакомительную экскурсию по городу. Пардоньте, не было у меня никакого желания становиться основоположником еще одного вида туризма в Греции. «Марьяна, ты просто не можешь уехать, не увидев ночной Акрополь…», вкрадчиво шептал мне Дионис, сначала в минут пятнадцать в ухо, по пути в гостиницу, потом смс-ками всю ночь и последующее утро…
Утром, бросив уже привычный взгляд на размножившиеся за ночь в телефоне Дионисовы любовные куплеты, я подвинула к себе вазочку с пирожными... и уже через полчаса искала на перекрестках улицу Гермеса (Эрму), главную шопинговую улицу Афин. Протопав часа два по направлению от центра и, как мне сначала казалось, параллельно Эрму (во-первых, тут тоже был какой-никакой шопинг -это для разминки, во вторых, решила знаменитую улицу обходить с тылу, чтоб наверняка ничего не упустить, но…), я поняла, что ушла в совершенно другую сторону. Волнительное и чуть боязное чувство родом из детства - что ты потерялась и никого тут не знаешь - как-то затейливо переплеталось с желанием все посмотреть, пощупать и купить, поэтому свернула по направлению к нужной улице еще только через час. Эрму невозможно было не узнать, даже не побывав тут до этого никогда: она кишела звуками - щебетанием из зоомагазинов и уличными концертами растаманов, запахами - кофе, ванили и жженого сахара и, собственно, людьми, разных возрастов и рас. На каждом шагу источали аромат свежеприготовленной выпечки хлебные точки с посыпанными кунжутом булочками, круассанами и остальной мучной снедью. А строения и улицы милы и малы, как будто вовсе не в столице-мегаполисе находишься, а в маленьком городке. Погода шикарна, все улыбаются, никто никуда не спешит…
Моей целью были магазинчики с обувью и сумками из очень неплохой греческой кожи и всякие барахолки с претензией на винтаж. Купила одну сумку сестре. Торговцы - нелегалы-африканцы - мило прям на улице стелят одеялко и располагают на нем свои сумки. Завидев проходящего полицейского, сворачивают свое добро и как Штирлиц делают вид, что прогуливаются. Как только полицейский шагнет от них на полшага, коллекция сумок вновь разворачивается. Как будто он обернуться не может или шум разворачиваемого не слышит. Кажется, полицейский только делает вид, что не видит. Надо же. И все так же мило улыбаются.
Теперь себе сумку. Вот еще целый переулок с сумками из греческой кожи. Давно хотела приличную сумку: от моей самой вместительной - марокканской из верблюжьей кожи - кошки и прочая чувствительная живность будут шарахаться пожизненно, видимо, ибо пахнет она верблюдом гораздо сильнее, чем самый запущенный верблюд и выветриваться даже не думает.
«Сколько стоят эти две?» «Первая - 135 евро, вторая - 140», отвечает мне милый хозяин сумок, с виду так греческий миллионер, не меньше. Большой такой, с животом. Наверное, добрый. «Обе беру, за 120» говорю. У него так брови поднялись, что я невольно попятилась. Но не зря же меня в Эмиратах четыре месяца учили торговаться. Через пару минут он уже просил меня купить обе за 135. «Неа» - говорю, «120. Мне две не нужны. Но если за 120, то нужны». Он, видимо, тоже тренинг проходил в какой-то восточной стране. Не дал. Купила только одну, за 70. Ничего, магазинов тут много, идем дальше. Тут меня и нашел Николай.
Шуба, дубль 2, весьма продуктивный
Николай - грек, разговорчивый, простоватый и порядочнейший, говорит на чистейшем русском и продает шубы в ущерб себе и хозяину (честное слово). Девушка, говорит, Вам шуба не нужна? «Нет, но если с 70% скидкой, я подумаю». «Как тебя зовут?» «Марьяна». «Договорились, Марьяна, идем!» И пошли по каким-то темным закоулкам, узеньким улочкам. Быстро вышли к какому-то магазину. «Знакомьтесь, это Такис, хозяин магазина». «Очень приятно». Такис: «Вы гречанка?» «No, no». Николай: «он говорит, что Вы вылитая гречанка, даже удивился». «Ладно, признаюсь. По материнской линии я рода Шогеновых - это дворяне, произошедшие от «шогеней», греческих священников-миссионеров, отправленных в VIвеке в языческую Черкессию направлять народ на путь христианский. Но давайте все-таки перейдем к шубам»
В магазине моих размеров не оказалось. «Идемте, говорит, вниз спускаемся». Хм. Темень темнючая, я одна в каком-то подвале в Афинах с двумя неизвестными греками. Страшно. Смотрите у меня, говорю. Вы меня, говорю, возьмете в заложники и продадите в рабство. Николай аж отпрянул. Вы, говорит, меня так не пугайте. В Греции сроду рабов не было. У нас даже зародилась демократия. Так что давайте шубы смотреть.
В подвале моих размеров тоже не оказалось. Но Николай меня без обещанной шубы не отпустил бы. Сейчас мы пойдем в другой магазин Такиса, говорит, там волшебная продавщица Ангелина, она быстро найдет нужное. То есть моего размера, цельное, не стриженое, из однородного меха и чтоб выгодно (в-общем, вы поняли, я хотела канарейку за копейку и чтоб пела басом).
Ангелина оказалась какой-то слишком интеллигентной для продавщицы шуб милой женщиной, но, тем не менее, мы приступили к внимательному изучению ассортимента. Николай тем временем быстро извлек из недр мехового рая Метаксу и разлил в четыре изящные стопочки. «Зачем?» «Так мы твою шубу обмываем». «Так я еще не купила». «Купишь, куда денешься». «Это Такис ваш никуда не денется, если я найду милую моему сердцу шубу и придумаю ей цену...» Таковая скоро нашлась. На ценнике ее стояло что-то вроде 200 000 по нашим деньгам. Я, говорю, за столько не хочу. Ангелина - не обращай внимания на ценник. И торгуйся. Мне, говорю, неудобно. Вы столько мне внимания и времени уделили, если я поторгуюсь, Ваш процент с покупки будет низким. Нет, говорит, процентов у меня со времен кризиса нет, получаю за количество проданного. Ну все, моя совесть чиста, держите меня семеро.
Особенности греко-шубного ценообразования
...Я до Греции весьма расплывчато знала об уровне цен на шубы. Нет, я конечно в курсе, что короткая шиншиловая шубка из клипа Beyonce, например, стоит примерно тысяч сто евро. Но среднестатистические... Терпеливо выслушав все аргументы Такиса («это шикарный греческий мех» - правда, «Вам такую скидку больше никто не сделает» - неправда, «такой красивой шубы вы нигде больше не найдете» - я даже уверена в этом, но…, «я почти в убыток себе» - да прям - «отдаю ее за 3000 евро»), я озвучила свой аргумент. Милый Такис. Вы тааакой душка. Но я вообще не планировала покупку шубы. Торговаться - это трата времени, моего и Вашего. Поэтому сделайте мне предложение, от которого я не смогу отказаться. Такис быстро сбросил еще 500 евро. «Неа» улыбнулась я. («Улыбки» переводил Николай помимо приятной деятельности дегустации Метаксы осуществлял еще и полезную - переводил нам аргументы друг друга). Ок, говорит, Ваша цена. Я набрала на калькуляторе 1200 евро. Такис схватился за сердце. Вы меня убиваете. Это неслыханная цена, предложите мне другую. Я начала прикидывать. Ну допустим 38-39 руб. за евро это будет курс списания евро с моей рублевой карты (при этих словах Такис схватился за сердце еще раз, так как надеялся на наличные. Но я с собой обычно много наличных не держу...). Так вот, курс 39. Больше 50 тыс.руб. твердо решила на шубу не тратить. Посчитав-рассчитав, выдала на калькуляторе цифру 1282 евро. Такис улыбнулся моей неслыханной шедрости в 82 евро, потом уставился на калькулятор. Через минуту его гипнотизирования выдал - «Бери! Пусть тебе быстрее запакуют, пока я не передумал». Ошарашенные Николай и Ангелина вручили мне красивую сумку с шубой со словами: «Ну ты и везунчик», а Николай еще проводил до метро, чтоб вдруг что, не украли мою ненаглядную. Еще раз пять повторил, как спрятать и следить за шубой в гостинице, чтоб не украли.
Засыпала я с незабываемыми, просто непередаваемыми впечатлениям от Афин и еще неделю, напоминая о шопинг-забеге, икроножные мышцы болели как у древнегреческого марафонца, того, что на 42 км. Уверена, прошла не меньше...