Так уж вышло что без человека обходится редкая экспозиция. Все музеи связанные с историей, бытом, костюмами ужасно нуждаются в том, чтобы каким-то образом показать людей.
ОДНАКО!!!!
Сейчас при оформлении музейных экспозиций я напрямую сталкиваюсь с тем, что изобразить людей в экспозиции не так уж и просто. В ход идет теория
"Зловещей долины" . Объект, выглядящий, примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей (ну в лучшем случае недоумение, чувство безвкусия или гомерический хохот).
Как изобразить человека в музейной экспозиции так, чтобы он гармонично дополнял экспозицию а не притягивал к себе все внимание, заставляя зрителей искать его изъяны?
Давайте посмотрим весь имеющийся опыт:
1 Одежда на вешале
Самый простой вариант. Его применяют когда нужно продемонстрировать костюм. Но если в ,например, музее истории костюма вариант "манекена без головы" не вызывает вопросов, то в музее быта какого-ни-будь этноса это как раз озадачивает.
Вот мы видим реконструкцию обстановки типичного чума\избы\юрты\хижины\дома 13\15\18 века. Самотканые половики, сундуки, различная домашняя утварь, повседневная одежда хозяина и хозяйки... висит... в воздухе...
2 Человек-из-одежды
Это когда пытаются обойтись одеждой+ головной убор, шлем или маска, например при демонстрации военной формы или специального снаряжения.
но зрителя не обмануть - мы то понимаем что внутри ничего нет. И от этого наступает самый неподдельный ужас. На этой фотографии мы видем экспозицию музея трагедии на ЧАЭС. Но подобные приемы к сожалению встречаются и других экспозициях:
Где голова и кисти рук?
3 Манекены
С холодными, нейтральными, часто невпопад раскрашенными лицами, с вычурными позами, с ломанными пальцами они особенно хорошо смотрятся в спецодежде каких-ни будь суровых парней или в драматических сценах.
Во -первых манекенов даже в магазинах люди пугаются, хотя знают куда идут, чего уж говорить о музейной экспозиции,
Во вторых - их надо одевать. Если цель использования человеческой фигуры - показать одежду, костюм - это еще куда ни шло, ну а если необходимо показать просто какую-то бытовую сцену?
Здесь по крайней мере один живой человек и один манекен. Остальные опознанию не поддаются.
4 Куклы.
Это когда некоторые части тела или всю человеческую фигуру изготавливают из каких-ни будь материалов, придавая им наиболее "человеческую" разноцветность, и если получится разнофактурность тела, необходимую по сюжету позу.
Где ноги?
В этих случаях все вроде бы должно зависеть от художника - изготовителя куклы. Понятно что есть и хорошие варианты - с нормальными пропорциями, движениями:
Но даже такие варианты на мой взгляд смотрятся отталкивающе. Наше сознание гораздо придирчивей чем мы думаем и фальшь невозможно скрыть.
5. Казалось бы, что же может нам помочь? Идеально похожие на человека восковые фигуры?
Но вопросы возникают все равно:
во первых - я не знаю сколько это стоит но могу предположить что космически дорого.
во вторых - одно дело когда вы пришли в музей восковых фигур смотреть на восковые фигуры. А другое - когда в музей какой нибудь истории и какого-ни будь быта. Реакция может быть любой, от испуга, до сильнейшего любопытства, но интерес к основной экспозиции в любом случае упадет.
КАК ЖИТЬ?
Ответ на вопрос "как показать человека в музейной экспозиции" я обнаружила для себя внезапно, рассматривая фото интереров музея кока-колы:
Бронзовые статуи? В интерьере? Зачем такая роскошь?
Но все дело как раз в "статуйности" в "скульптурности" этого примера. Мы с первого взгляда осознаем что это - скульптура, к нему не возникает вопросов по пропорциональности, позе, естественности.
Вот еще удачные на мой взгляд примеры:
Костюм и ритуальная маска манси - маска гораздо больше естественных черт лица, образ получается слишком далеко отстоящий от человека, мультяшный или скульптурный.
Чем отличается эта скульптура от манекена? Первое- она абсолютнго белая. И второе ) У нее закрыты глаза. Заметили?
Таким образом успех в создании "муляжа человека" - это не как можно более естественнее показать человеческую фигуру, а удачно стилизовать ее. осталось убедить в этом директоров музеев)