(no subject)

Aug 16, 2011 16:50

Так уж вышло что без человека обходится редкая экспозиция. Все музеи связанные с историей, бытом, костюмами ужасно нуждаются в том, чтобы каким-то образом показать людей. 
ОДНАКО!!!! 
Сейчас при оформлении музейных экспозиций я напрямую сталкиваюсь с тем, что изобразить людей в экспозиции не так уж и просто. В ход идет теория "Зловещей долины" . Объект, выглядящий, примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей (ну в лучшем случае недоумение, чувство безвкусия или гомерический хохот).

Как изобразить человека в музейной экспозиции так, чтобы он гармонично дополнял экспозицию а не притягивал к себе все внимание, заставляя зрителей искать его изъяны?

Давайте посмотрим весь имеющийся опыт:

1 Одежда на вешале



Самый простой вариант. Его применяют когда нужно продемонстрировать костюм. Но если в ,например,  музее истории костюма вариант "манекена без головы" не вызывает вопросов, то в музее быта какого-ни-будь этноса это как раз озадачивает.



Вот мы видим реконструкцию обстановки типичного чума\избы\юрты\хижины\дома 13\15\18 века. Самотканые половики,  сундуки, различная домашняя утварь, повседневная одежда хозяина и хозяйки... висит... в воздухе...

2 Человек-из-одежды

Это когда пытаются обойтись одеждой+ головной убор, шлем или маска, например при демонстрации военной формы или специального снаряжения.





но зрителя не обмануть - мы то понимаем что внутри ничего нет. И от этого наступает самый неподдельный ужас. На этой фотографии мы видем экспозицию музея трагедии на ЧАЭС. Но подобные приемы к сожалению встречаются и других экспозициях:



Где голова и кисти рук?

3 Манекены



С холодными, нейтральными, часто невпопад раскрашенными лицами, с вычурными позами, с ломанными пальцами они особенно хорошо смотрятся в спецодежде каких-ни будь суровых парней или в драматических сценах.


Во -первых манекенов даже в магазинах люди пугаются, хотя знают куда идут,  чего уж говорить о музейной экспозиции,
Во вторых - их надо одевать. Если цель использования человеческой фигуры - показать одежду, костюм - это еще куда ни шло, ну а если необходимо показать просто какую-то бытовую сцену?



Здесь по крайней мере один живой человек и один манекен. Остальные опознанию не поддаются.

4 Куклы.

Это когда некоторые части тела или всю человеческую фигуру изготавливают из каких-ни будь материалов, придавая им наиболее "человеческую" разноцветность, и если получится разнофактурность тела, необходимую по сюжету позу.



Где ноги?

В этих случаях все вроде бы должно зависеть от художника - изготовителя куклы. Понятно что есть и хорошие варианты - с нормальными пропорциями, движениями:







Но даже такие варианты на мой взгляд смотрятся отталкивающе. Наше сознание гораздо придирчивей чем мы думаем и фальшь невозможно скрыть.

5. Казалось бы, что же может нам помочь? Идеально похожие на человека восковые фигуры?





Но вопросы возникают все равно:

во первых - я не знаю сколько это стоит но могу предположить что космически дорого.
во вторых - одно дело когда вы пришли в музей восковых фигур смотреть на восковые фигуры. А другое - когда в музей какой нибудь истории и какого-ни будь быта. Реакция может быть любой, от испуга, до сильнейшего любопытства, но интерес к основной экспозиции в любом случае упадет.

КАК ЖИТЬ?
Ответ на вопрос "как показать человека в музейной экспозиции" я обнаружила для себя внезапно, рассматривая фото интереров музея кока-колы:




Бронзовые статуи? В интерьере? Зачем такая роскошь? 
Но все дело как раз в "статуйности" в "скульптурности" этого примера.  Мы с первого взгляда осознаем что это - скульптура, к нему не возникает вопросов по пропорциональности, позе, естественности.

Вот еще удачные на мой взгляд примеры:



Костюм и ритуальная маска манси - маска гораздо больше естественных черт лица, образ получается слишком далеко отстоящий от человека, мультяшный или скульптурный.





Чем отличается эта скульптура от манекена? Первое- она абсолютнго белая. И второе ) У нее закрыты глаза. Заметили?

Таким образом успех в создании "муляжа человека" - это не как можно более естественнее показать человеческую фигуру, а удачно стилизовать ее. осталось убедить в этом директоров музеев)

Музеи

Previous post Next post
Up