Орфей и Эвридика. Другой Театр. Режиссер - Павел Сафонов

Apr 04, 2011 22:51

Премьера состоялась 27 февраля 2011 года

Страсти по Эвридике или наша жизнь - это поезд...
Или перрон..
Всего год прошел с тех пор, как я смотрела прогон нового спектакля Павла Сафонова "Утиная охота" по "застойной" пьесе Вампилова. Сложнейший материал, масса уже канувших в Лету стереотипов того времени, которые сложно воспринимаются современным зрителем. Смельчак,подумала я тогда. И вот новая постановка. И опять сложный источник. Жан Ануй в свое время замахнулся на древние мифы, лихо перенес их в современную ему действительность и снискал себе этим славу.
Современную же нам действительность, но словами героев Ануя, поставил Павел Сафонов. И пусть нет на сцене атрибутов этой самой действительности, герои говорят словами пьесы, написанной ровно 70 лет назад, стойкое ощущение близости происходящего ко мне, надеюсь, современному человеку, не покидало меня все время. И в голове к финалу сложилась фраза из известной песни:

Один говорил - наша жизнь - это поезд. Другой говорил - перрон.
....
А первый кричал - нам открыта дорога на много, на много лет.
Второй отвечал, не так уж и много - все дело в цене на билет.

Миф об Орфее и Эвридике мы знаем с детства. Читавших же пьесу Ануя гораздо меньше. Не желая оставаться в числе этого самого меньшинства, перед походом в театр прочитала пьесу. И впала в некоторый ступор. То ли перевод замысловат, то ли оригинал. Но для прочтения сложен. В очередной раз восхитилась смелостью Сафонова... Сразу признаюсь: есть у меня такая слабость, люблю его постановки. Не стал исключением и Орфей.
Сафонов питает слабость к ярким, почти балаганным одеяниям, которые при грамотной расстановке акцентов могу рассказать о каждом герое многое, если не почти все. И в этом отношении творческий тандем Павел Сафонов-Евгения Панфилова для меня лично является той самой маркой качества. Антураж привокзального буфета тоже выдержан в "стиле". В каком, не скажу, только смотрелось все на сцене очень органично.
Главные герои, волею судьбы (или урагана) заброшенные в этот забытый богом уголок, живут, страдают, любят в этих странных декорациях, которые так похожи на их обшарпанную жизнь.
Главный герой, Орфей (Григорий Антипенко) - мечущийся и какой-то потерянный в начале, проходит за время действия долгий путь, чтобы в конце предпочесть смерть той, обшарпанной буфетной жизни.


Эвридика (Мария Волкова), заложница своих и чужих страстей, хочет жить, но умирает. Потому что не в состоянии противостоять напору Орфея, желающего во что бы то ни стало знать правду. Какую, не важно. Или важно, но только ему. Ни она, ни Орфей не в состоянии перечеркнуть свое прошлое, полностью отречься от него и идти вперед. И прошлое возвращается бумерангом, который и раздавит и ее, и его...



Не могу и не хочу разбираться с анализом игры актеров. Но все же есть несколько моментов, которые не могу забыть.
Орфей в самом начале - это эдакий растерянный интеллигентный молодой человек, изливающий свою тоску о чем-то, ему самому не очень понятном, своей единственной верной слушательнице - скрипке. Белая ворона, случайно залетевшая на перрон французского местечка, затерянного где-то на перепутье дорог и времен. Он и идеалист, и пессимист, и удивительно реально смотрящий на мир
человек. Вот такой термоядерный коктейль!
И его язвительные гримасы в процессе общения с отцом и потом с Эвридикой (что кажется в начале немного диким). И его неожиданная смелость в отношениях с малознакомой ему девушкой. И готовность бороться за свое счастье.. И его неспособность противостоять собственной растерянности и демонам... Все намешано и крепко взбито в шейкере.
Потом, уже потом, когда счастье показало свое обличье и назвало имя "Эвридика", коктейль, как подтаявшие осевшие сливки - украшение праздничного торта - начинает распадаться на составляющие. Ненужное оседает...Нужное... нужное тоже как-то размазывается по этой замысловатой жизненной тарелке... И вот витающий в своем мире музыкант придавлен грузом своих и чужих слов, мыслей, страхов. Бравада уходит, остается только растерянность и боль.
Загадочный мсье Анри (Олег Макаров). Посланник он Ада или Рая?? Черный человек или светлый ангел? В течение спектакля его одеяние меняется. В начале он выходит на сцену в длинном черном плаще черного человека (о, Нео из Матрицы!-услышала я в зале). Потом же он приходит к Орфею то в том же плаще, то с светло-сером блестящем костюме. Кто ты, мсье Анри, инь или янь? Ангел ты или демон?? или ты и есть то самое неделимое? Отличное исполнение! Пробирает до мозга костей.



Великолепен Спартак Сумченко в... ролях: грудастой буфетчицы, Венсана, Дюлака.



При первом просмотре спектакля самое неприятное впечатление на меня произвел, как это ни странно, Сергей Колтаков. Ничего личного, как любят говорить американцы. Но я, видевшая Колтакова много раз в роли папаши Дуллитла в "Пигмалионе" того же Сафонова, неприятно поразилась, как его нынешний герой (папа Орфея) поразительно похож на того, предыдущего. И не я одна. Со мной на спектакль ходила подруга, весьма далекая от театра, но видевшая год назад Пигмалион. И вот она, сидевшая в 15 ряду и при этом без очков и с не очень хорошим зрением, после спектакля спросила меня: А роль отца Орфея и папашу Дуллитла играл один и тот же актер? Она услышала его!! Одного и того же! Спустя год. В другой роли... Я понимаю, что Колтаков - актер сильный.. Но нельзя же быть таким одинаковым. Мы же не сериал смотрим, где все герои как однояйцевые близнецы или клоны! Мне могут возразить: режиссер один, образы, в принципе, чем-то схожи. Но не до такой же степени! - подумала я.
Надо заметить, что с того первого просмотра прошел месяц и образ Папы Орфея сильно видоизменился. По крайней мере в моем обостренном восприятии. На первый взгляд перемены ничтожны. Но мне показалось, что при общем ярком рисунке роли, неуловимо сместились акценты,исчезли яркие краски, появилось больше полутонов и теней. Образ стал более выпуклым и неоднозначным. Уж чья в этом заслуга, не знаю, но смотреть стало сильно интереснее - за спиной образа не маячил Колтаков-Дуллитл.



И все же еще чуток о Колтакове... . Финальная сцена... Монолого-диалог отца Орфея перед убитым горем сыном... Зал хохочет, речи Отца действительно смешны и заразительны! Колтаков блистает. Это его коронное - много фарса, различных подколок и простодушной, почти невинной издевки. Отец рисует светлое будущее! А в это время в углу тихо умирает его сын...
Как справедливо заметила та самая подруга, роль монолога - разрядить тяжелую обстановку. Ведь до этого были сильные эмоциональные сцены. Но то ли акценты были расставлены режиссером так, то ли на меня так подействовала игра Колтакова, который давил на сына своими речами со страшной силой, но после этого монолога я сама вместе с Орфеем пошла бы за мсье Анри и пришла бы к той самой оливковой роще, где ровно в 9 "произойдет свидание с твоей смертью". Только бы не жить той жизнью, которую обрисовал ему отец. Жизнь на обшарпанном перроне.
Кстати, а может именно в этом отторжении и видел режиссер одну из причин ухода Орфея из жизни. Ведь совсем недавно он кричал:
Я хочу жить!

Еще один очень интересный штрих. На авансцене проложены рельсы... По ним в течение спектакля бойко бегает тележка. А по бокам - красные стоп-сигналы. Тупик. Куда бы ни пошел или не поехал герой, везде его ждет красный флажок и конец пути. А посланник Ада (или Рая?) уже тут как тут. с бумагой и чернилами.

И я спросил его: "Это кровь?"
"Чернила", - ответил он...

Еще чуток фото тут:











































Олег Макаров, Григорий Антипенко, Орфей и Эвридика, театр, Павел Сафонов, Жан Ануй, Сергей Колтаков, Мария Волкова, фото, Другой театр

Previous post Next post
Up