Feb 26, 2010 01:59
Моя хорошая подруга, которую я выманила наконец-то на казнь, на подъеме после просмотра спектакля разродилась отзывом!
Не могу не поделиться. С ее любезного разрешения.
Яна Горина о спектакле:
Пересказывать Набокова - дело неблагодарное. Поэтому просто поделюсь впечатлениями.
Удивительное дело, когда я начинаю рассказывать о спектакле «Приглашение на казнь» в голове непроизвольно вертится слово «фильм». Так и хочется сказать: в фильме играли, в фильме показали и т.д. Ну что ж фильм, так фильм. Значит, начнем с картинки. Пожалуй, это самое большое впечатление от спектакля, да не обидятся на меня прекрасные режиссер и актеры.. Казалось бы, что там такого необыкновенного на сцене? Кровать, стена, да стол со стулом. Но, вдруг, ярким пятном катится желтый мячик, напоминая солнечного зайчика, вдруг в окошке начинает светиться луна, вдруг дети закружились в хороводе… И не знаю, как остальные, а я уже вижу не Цинцинната Ц сидящего на тюремной койке, а мальчика, наблюдающего с подоконника за детьми. Во втором действии просто феерия красок и света. Это не декорации, нет. Это деревья в саду, это улица с прохожими, это площадь с помостом для казни… Отдельных прекрасных слов заслуживают костюмы. Редко сейчас можно встретить спектакль, в котором костюмы так четко играют на действие. Вплоть до малейших деталей типа красных перчаток палача или белого пальто Марфиньки, под которым скрывается черное кружевное белье. Не знаю, возможно, это случайное совпадение, но на мой взгляд - это бело-черное существо и есть Марфинька. И так можно бесконечно рассказывать о каждой детали. Браво, просто браво.
От сценических красот перейдем собственно, к действию. Павел Сафонов - режиссер Вахтаноговской школы. И в этом спектакле школе своей не изменил. Трагифарс сделан в лучших традициях вахтанговцев. Яркий, талантливый спектакль. На сцене одновременно разыгрывается и трагедия, и… «Принцесса Турандот».
С одной стороны мы видим и страдания главного героя, а с другой зрителю как бы говорят: ребята, это все игра. Переходы от смешного к трагичному порой настолько неожиданны, что иной зритель их не сразу замечает: по инерции продолжая посмеиваться и вдруг ошарашенно замолкает, в зале наступает полная тишина.
Актеры живут на сцене: талантливо, надрывно, достоверно. Конечно, стоит сказать об исполнителях главных ролей - Евгении Редько( Цинцинат Ц) и Петре Красилове( мьсе Пьер). Метущийся, страдающий и очень глубокий Цинцинат, продолжающий не смотря ни на что верить в светлое, и самовлюбленный, поверхностный, веселый и страшно циничный Палач. Очень хороший дуэт двух противоположностей. Понятно, что в мире, состоящем из Пьеров и их прихлебателей Цинцинату места нет. Этот мир поэта не слышит. Цинциннат все более отчетливо ощущает вымороченную театральность и гротескную абсурдность окружающего пространства, в котором директор тюрьмы может обернуться надзирателем, а палач притворяется узником и демонстрирует цирковые трюки. В момент казни, бутафорский мир стремительно распадается, и герой направляется в сторону "существ, подобных ему"…
И тут возникает вопрос. Цинцинат обретает свободу от того, что смог преодолеть свой страх перед казнью, или потому что, голова слетела с плеч… Он сам смог уйти от этого картонного мира, или его заставили это сделать…. Думаю, что ответ у каждого зрителя свой.
Возможно, спектакль несколько затянут. Возможно, первое действие стоило бы немного подсократить. Возможно, , стоило бы приглушить истеричность Цинцината в некоторых сценах, чтобы лучше услышать его душу, но в целом действие, на мой взгляд удалось. В нем есть главное - интонация Набокова.
РАМТ,
Евгений Редько,
Петр Красилов,
театр,
Сафонов,
Набоков