Грузия 2016: Трансаджарская дорога, перевал Годердзи, Хуло и каменные арочные мосты

Apr 30, 2017 22:55

От Ахалцихе до Батуми есть две дороги: 320 км за 5 часов по трассе Е60 или 177 км за почти 6 часов по раздолбаной трансаджарской дороге, ведущей через красивые места. Нетрудно догадаться, каков был наш выбор.

Первая остановка была минут через 40 от старта в Ахалцихе, у монастыря Зарзма. Изначально церковь на этом месте построил монах Серапион Зарзмели, позднее здесь же была выстроена более величественная церковь, которой местный феодал Георгий Чорчанели пожертвовал деревни и имения. Здания, которые высятся на холме сегодня, постройки начала XIV века.

Во дворе монастыря расположены руины более старой часовни.

Монахи были приветливы, готовы ответить на любые вопросы, интересовались откуда мы явились. Возможно это особенность небольших нетуристических монастырей, в которых мне до этого бывать не доводилось, но люди здесь были куда приятнее и доброжелательнее, чем в Печорском монастыре.

Вид с высоты открывается прекрасный.

В галерее у входа в храм надпись на древнегрузинском, датированная XVI в. Это поминальная запись настоятеля Гавриила: помимо него в ней указаны также «его мать, дочь Иване I (князя Самцхе) - Гаяне, бывшая Гулдам» и «отец его Шио, бывший Шота».

Впереди нас ждал долгий трудный путь, поэтому долго задерживаться не стали и поехали дальше.
Почти сразу от монастыря дорога ушла от реки и, петляя, начала взбираться в гору. То тут, то там попадались куски асфальта, щедро присыпанные песком и камешками - асфальтированной эта дорога стала лет пятьдесят назад и с тех пор не знала ремонта вовсе. На легковой машине здесь вполне можно проехать, опасность представляла лишь пара ручьёв, пересекающих дорогу.

Но гораздо комфортнее (и быстрее!) трястись по кочкам на внедорожнике, не страшась оторвать машине что-нибудь. Потому что здесь всё время хочется смотреть по сторонам, а не высматривать коварные ямы и колдобины на дороге.

Мы поднимаемся всё выше и вот уже появляется на склонах снег. Это в мае-то!

По дороге, которая давно уже стала грунтовой, текут ручьи талых снегов.

Будет ли впереди снежный забор по краям дороги, который так интересно выглядел на чужих видео?

Будет! Начинается фотосессия :) Высота снежной стенки впечатляет.

Без фото на перевале уехать нельзя. Местный житель предлагает сфоткать всю нашу компанию.

На перевале холодно и очень ветрено, поэтому мы побыстрее сваливаем вниз, к зелёным полям.

И эта дорога гордо зовётся магистралью! К слову, мы застали активные строительные работы в некоторой её части: строился огромный мост, какие-то тоннели. Возможно, в скором времени трасса перестанет быть такой интересной, но будет более комфортной.

А пока так:

В деревнях, которые мы проезжали, удивили мечети и доносившееся с минарета пение муллы. Хотя удивляться тут нечему: это влияние Турции, которая здесь совсем близко.
Грунтовая дорога окончилась в городе Хуло. Самая интересная достопримечательность города - канатная дорога над долиной. Когда мы увидели едущую с той стороны кабинку, то на ум сразу пришла будка самоубийств из Футурамы.

Как я хотела прокатиться! К сожалению, мы приехали как раз в обеденное время... Поговорив с нами, пузатый грузин, продающий билеты, хотел было прокатить туристов, поступившись обедом, но не удалось: диспетчер станции сказал, что поднялся сильный ветер и в целях безопасности канатную дорогу закрыли совсем. Тут уж даже гостеприимство не поможет.

Пришлось уйти обедать без адреналина :) Рядом со станцией канатки стоит домик, где на первом этаже древняя заправка, а на втором кафе. На вид оно совершенно ужасное, но еда там отменная! Вот этот жёлтый дом на картинке ниже. К слову, шашлык там не готовят. Потому что на первом этаже заправка :) Накормили нас там от души, суп был вкуснейший, а блюдо дымящихся хинкали заставляло забыть о том, что нам куда-то надо ехать...

А ехать было надо. Немного прошлись по городку, поднялись к церкви, которая оказалась современной, и поехали дальше.

От Хуло дорога асфальтовая, ехать по ней отлично, несмотря на множество поворотов.
Впечатляет то, как грузины водят: дорога узкая, периодически машины идут на обгон. А когда появляется встречка обгон не прекращается, просто встречка и машина, которую обгоняют, прижимаются к обочине, а обгоняющий прошмыгивает между ними. Пару раз так расходились и четыре машины...

В часе езды от Хуло можно посмотреть на арочный мост Дандало. Этот каменный мост перекинут в средние века через реку Ачарисцкали поблизости от одноименного села. Длина моста достигает 20 метров, ширина 3,3, а высота над уровнем воды 14 метров. От моста идёт трекинговый маршрут почти на 6 км, по которому хотелось бы прогуляться. Но время не ждёт и нам надо снова ехать дальше.

А дальше нам попалось странная бетонная конструкция, перекинутая над рекой. Что это - для меня загадка.

Но рядом с этой штукой есть какие-то лавочки и кафе, а также обязательное место, где можно попить.

Следующая остановка на нашем пути снова у средневекового моста - Махунцети. Несмотря на свои небольшие размеры этот мост известен больше, т.к. находится ближе к Батуми.

Мост Махунцети, длина 19,5 метров, ширина 2,5 метра, высота над водой всего 5,6 метров.

Рядом этим мостом жизнь просто кипит! Продают сувениры, вино, варенье, чурчхелу; зазывают перекусить или продегустировать напитки. Мы не удержались и купили варенье из грецких орехов и из шишек. А также самую отвратительную и засохшую чурчхелу в мире.
Через деревню ведёт дорожка к одноименному водопаду Махунцети. Ничего примечательного, но ноги размять стоит.

От Махунцети всего 45 минут отделяло нас от Батуми, и мы отправились навстречу этому городу.