Грузия 2016: Тбилиси

Feb 13, 2017 23:35

"Какая небольшая страна!" - возникает мысль, когда смотришь на карту Грузии. Но как только начинаешь планировать путешествие, страна волшебным образом разрастается, вознося перед тобой горы, разматывая дороги, возводя города, бросая на берег морские волны.

Путешествие по Грузии выдалось очень насыщенным. Не побоявшись горных дорог и лихих горцев за рулём, мы взяли в аренду машины и существенно расширили круг увиденного. Столько мест, которые хочется посмотреть, столько всего хочется попробовать.

Наш маршрут выглядел так:
27 апреля - вылет из С-Пб
28 апреля - ночной прилёт в Тбилиси, дневная прогулка по городу
29 апреля - берём в прокат машину, едем в Вардзию, смотрим озеро и крепость Хертвиси. Ночевка в Вардзии.
30 апреля - полдня на осмотр Вардзии, переезд в Ахалцихе, осмотр города
01 мая - длинный переезд в Батуми через Трансаджарскую трассы
02 мая - Батуми
03 мая - Осмотр ботсада Батуми, переезд в Кобулети
04 мая - Переезд до Кутаиси, осмотр пещер и каньона
05 мая - переезд до Боржоми. Остаток дня гуляем по Боржоми
06 мая - Трекинг, возврат в Тбилиси сдаём машину, ждём вылет в кабаке.
7 мая - вылет в Минск,
8 мая - ночёвка в Минске и прогулка по городу

Прилетев в Тбилиси наткнулись на очень разговорчивых таксистов, которые рассказали, что их брат/сват занимается организацией экскурсий, порекомендовав к нему обращаться. Как потом оказалось, в Грузии очень многие связаны с туризмом: либо экскурсии водят, либо жильё сдают, либо машины в прокат дают. А если вдруг грузин если ничем подобным не занимаются, то всегда готов посоветовать родственника :)

Ночевали мы в удивительном доме, всю необычность которого стало возможно понять только утром. Дом до сих пор строится! Причём, судя по состоянию квартиры, её хозяйка за это время успела вырасти, родить детей и покинуть дом.

Наутро первым делом мы поехали на ул.Александра Казбеги, улицу с максимальной плотностью обменников и, вроде бы, с самым приличным курсом. По дороге купили на завтрак местной выпечки в ларьке, где первый и последний раз в крупном городе столкнулись с девушкой, которая не понимала русский язык. Пришлось изъясняться на английском.

Тбилисское метро на первый взгляд похоже на наше, даже вагоны узнаваемые, но поразило своим шумом. Приходилось почти кричать, чтобы услышать друг друга среди грохота. Зато в метро везде был wi-fi.
Тем временем мы добрались до площади Свободы, где встретились с гидом, чтобы прогуляться по Тбилиси.
Тбилиси славится своими резными балконами, почему бы не собрать фотоколлекцию?

На проспекте Бараташвили скульптор Ираклий Цуладзе поселил «Лампионщика» - фонарщика. За фонарщиком видна конка.

Тут же прислонился к стене дворник. Дворник это не абы какой, а реально существовавший человек.
Это - курд Рашид Адамов, человек, которого в начале прошлого века в городе знали очень хорошо. И не только благодаря филигранному умению владения метлой и совком.
Художник Нико Пиросмани до потери сознания влюбился во французскую артистку Маргариту де Севр. Смазливая француженка, однако, лишь кокетничала и не думала отвечать взаимностью. Несчастный, вконец одуревший от безответной страсти, распродал все свои картины, загнал домишко, в котором ютился, и на все деньги преподнес высокомерной француженке огромное количество роз. Но и этот подвиг не впечатлил легкомысленную актрисочку. Отыграв положенное на тифлисских сценах, она отбыла восвояси - “в ночь ее поезд увез”. Бедняге-художнику остались лишь воспоминания да “песня безумная роз”.
Пиросмани, лишившись крова, ночевал на улице и только что не попрошайничал, будучи на грани смерти от голода и холода. Сердобольный дворник приютил художника в своем доме. Благодарный мастер выжил, несколько отъелся и, не имея иных возможностей расплатиться со спасителем, создал его портрет в полный рост. Впоследствии это изображение виртуоза метлы стало основой для памятника, который напоминает гостям Тбилиси о том, что искусство и добро вечны и всегда идут рука об руку. Отсюда.

Мы продолжаем спускаться в сторону Куры.

Во дворах и маленьких улочках прячется действительно старый город. Сейчас исторический центр вовсю реставрируют, но некоторые дома выглядят так, будто реставрация остановилась и вряд ли когда продолжится.

Главная башня театра марионеток Резо Габриадзе (ул. Шавтели, дом 26). Несмотря на древний вид перекошенное строение - современная постройка авторства Резо Габриадзе, открытие её состоялось только в 2010 году. Многочисленные изразцы украшающие башню, расписаны рукой самого мастера. Среди узоров, говорят, нет ни одного повторяющегося. Интересные камни для постройки собирали по всему городу, изучая дома под снос и добывая в руинах старые кирпичи.

Двигаемся по узкой улице дальше и вот появляется одной из старейших церквей Грузии - базилика Анчисхати (6 век н.э.), Рождества Девы Марии.

Из сердца города и оплота старины спускаемся в места, где современность мощно встраивается историю.
Мост мира, идея создания которого была рождена после грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года. В народе ходит молва, что итальянский архитектор Микеле де Лукки воплотил в стальных конструкциях и стекле... прокладку.

Мне напоминает инфузорию Stylonychia :)

Над мутными водами Куры на крутом скальном берегу в районе Метехи стоит Успенская церковь (1278-1284) и конный памятник Вахтангу Горгасалу.

Новый президентский дворец того же итальянского архитектора. Две серебристые трубы - недостроенные на тот момент музыкальный театр и выставочный зал.

Памятник Тамаде. Эта небольшая скульптура - увеличенная копия фигурки VII до н. э., обнаруженной при раскопках в Западной Грузии.

Ватные ряды (груз. ბამბის რიგი) - улица в старой части города Тбилиси, от площади Горгасали до улицы Шардени. Раньше здесь шла бойкая торговля ватой, тканями, пряжей. Самый интересный, на мой взгляд, объект - Манташевские торговые ряды архитектора К.А.Саркисяна, примечательное здание в стиле модерн.

Памятник С. Параджанову (2004), скульптор В. Микаберидзе.

Переходим на правый берег Куры, чтобы дойти до главного кафедрального собора Грузинской церкви.

Вид на старый город на левом берегу, туда мы ещё поднимемся на фуникулёре.

Теперь можно поближе рассмотреть Успенскую церковь (1278-1284) и памятник Вахтангу Горгасалу.

Идём по бедным армянским кварталам к Собору Святой Троицы, Цминда Самеба (1995-2002) - главный кафедральный собор Грузинской православной церкви.

Колокольня церкви стоит отдельно, на значительном расстоянии.

Возвращаемся к Успенской церкви в районе Метехи. С высокого берега открывается панорама старого города и крепости Нарикала.

На фуникулере от парка Рике поднимаемся к подножью крепости.

Нарикала - крепостной комплекс различных эпох в Старом Тбилиси. Точное время основания крепости в Тбилиси неизвестно, но в IV веке она уже существовала. Крепость носила исключительно оборонительную функцию, внутри никогда не было крупных храмов.

Просторы ботанического сада.

Смотрите, как происходит реконстукция: полностью меняют весь дом, но резной балкон не трогают, это памятник архитектуры.

Скульптура Матерь Грузии (1958).

Коричневые своды Тифлисских серных бань.

Из крепости по тропинке можно спуститься в сторону серных бань, и посмотреть на довольно фотогеничные окрестности.

Сюрпризом оказывается небольшой каньон и водопад прямо в городе!

Водопад Легвтахеви. Место это было восстановлено при Саакашвили, раньше здесь был коллектор, заваленный землёй.

Это вам не в плоском Петербурге жить!

А вот фото домов до реставрации. Отсюда

Знаменитые серные бани Тбилиси, стоящие на естественных источниках. Любителям бань крайне рекомендую посетить, впечатления потрясающие!

Орбелиановская баня, где, по преданию, побывал Пушкин.

Мест в маленьких банях не было, а понежить кости очень хотелось. Хорошо, что нас была целая компания - мы сняли целый комплекс, и я сразу почувствовала себя бандитом из 90-х, интерьеры располагали: огромные кожаные кресла, каменные полы, высокие сводчатые потолки. Как дураки мы сначала попёрлись в сауну, но потом увидели ИХ!
Бассейн с горячей серной водой, и два бассейна поменьше: с ледяной водой и с почти кипятком.
Перемещаясь из одной ванной в другую можно и в обморок грохнуться: настолько велик контраст температур. Зато какая закалка для сосудов!

Ночью город отлично подсвечен, пожалуй, по подсветке переплюнет Петербург и Москву. Мне всегда не хватает ночных огней в европейских городах, в Грузии их было в избытке!

Огромный город до горизонта. Будто звёздная сеть упала на землю.