Бегущий город: Петербургкий модерн. На холодных ветрах

Dec 04, 2016 14:44

В субботу был очень насыщенный день: отзанимались в бассейне (про это расскажу отдельно), пробежали игру от Бегущего города и вечером отправились в гости.
Сейчас хочу показать прогулку по жемчужинам архитектуры стиля модерн. "Бегущий город" организовывает серию игр по архитектуре стиля модерн: в Москве, Петербурге и Риге. Разумеется, такое нельзя пропускать, по крайней мере в родном городе.


Погода, как по заказу, в этот день стояла самая подходящая: лёгкий минус и снег. Контрольных пунктов было 25 штук, расположены они в центре (Садовая-Владимирская-Невский пр) и на Петроградской стороне. Загадок организаторы предложили всего пять, и их оказалось маловато для старых сфинксов. :) Время прохождения дистанции не учитывалось, поэтому мы гуляли в своё удовольствие, заглядывая в некоторые здания, чтобы рассмотреть их подробнее.

Главным впечатлением дня стал камин в доме Ф.Г. Бажова на ул. Марата, 72.


Старт размещался в креативном пространстве «Бертгольд Центр». Сейчас здесь вовсю идёт стройка, расставлены мешки со строительным мусором, со стен снята вся обшивка, разве что полы остались на месте. Было очень странно получать стартовый пакет в заброшенном здании.


За завтраком в кафе отгадали все пять загадок, условно разделили маршрут на три части и отправились собирать КП.

Первой точкой стал Дом городских учреждений.
Странно, что организаторы не завели участников во двор с необычной лепниной, а поставили КП снаружи.


Впрочем, со стороны улицы фасады тоже очень красивые.


Набережная р. Фонтанки, д.85, Доходный дом Юсуповых.




Витебский вокзал, Загородный пр.52, 1900-1904 гг., арх. С.А. Бржозовский.

Это здание - энциклопедия раннего модерна: принципы и черты нового стиля воплотились здесь на всех уровнях. Исторический декабкадер, сохранившийся в Петербурге в подлинном виде, демонстрирует обнажённые металлические конструкции как самостоятельную часть сложного архитектурного организма.
Оформление интерьеров было доверено архитектору С.И.Минашу при непосредственном наблюдении инженера Н.С.Островского. Стилистика фасадов отражает влияние раннего австрийского модерна, интерьеры же демонстрируют прихотливые криволинейные формы, скорее вторящие бельгийско-французским ар-нуво. При этом изысканное убранство, интересное как в массе, так и в деталях, сочетается с простотой и функциональностью.








На вокзале снимали фильм.


После мы отправились на Марата 72, к доходному дому Ф.Г. Бажанова, 1907-1909 гг., арх. П.Ф.Алёшин. Сейчас здесь размещается Детская библиотека истории и культуры Петербурга (филиал №2 ЦГДБ им. Пушкина). Оказывается, что реставрацию помещений дома проводила именно библиотека. Этот дом - единственное петербургское здание стиля "северный модерн", сохранившее свои подлинные интерьеры. Здесь периодически проводят экскурсии, записаться на них можно по телефону библиотеки.
Сотрудники библиотеки были очень радушны, пропустили нас внутрь с наказом посмотреть каждую комнату и удивляясь, что мы пока единственные из участников, кто решился зайти внутрь.
















Оформление входа в библиотеку.


Про доходный дом Г.В.Барановского на ул. Достоевского, 36 я бы никогда не подумала, что это тоже модерн. Дата постройки 1897 год, арх.Г.В.Барановский


Следуя идеям австрийца Отто Вагнера: "ясность, регулярность, разумный порядок", он воплотил рационалистические веяния, встав у порога перербургского модерна.
Фасады здания необычайно просты, облицованная светлым кирпичом стена перфорирована ровной сеткой окон без наличников и завершена карнизом с большим выносом. Сплошные ленточные балконы подчёркивают воплощенную идею, характерную скорее для зрелого модерна, равнозначность и повторяемость планировки этажей и квартир. Желая смягчить контраст между парадной частью и внутренними дворовыми флигелями, Барановский предоставил всем жильцам возможность выхода с улицы, уравняв их статус: он первым в Петербурге соединил лестницы лицевого и внутреннего корпусов висячей галереей на уровне второго этажа.В здании установлено паровое отопление, лифт, устроены лестницы с легкими ажурными конструкциями, добавлены цветные геометрические витражи и гравировка растительным орнаментом на окнах, что привнесло романтический оттенок в рациональную структуру. Особенно показателен тот факт, что реализованный вариант несколько отличался от планового: уменьшилась этажность здания, поскольку забота о качестве жилья доминировала над доходностью.

Оформление входной группы здания на ул. Марата, 35, Доходный дом А. Я. Барышникова (дом издательства «Шиповник»), 1897-1899. Архитектор А. А. Барышников (начат В. В. Шаубом).






Доходный дом И.В. фон Бессера, 1904, арх.А.Шульман.
Период модерна совпал с расцветом конкурсного проектирования. Конкурсы проводились учреждениями, фирмами и частными лицами с целью выявить оптимальное решение для заданной темы, результаты выставлялись и публиковались. Конкурс на лучший проект перестройки доходного дома барона фон Бессера стал беспрецедентным по числу представленных работ (88 в сравнении с 10-15 в среднем). ... Самое необычное звено - вознесённые вверх лоджии-галереи со столбиками, поддерживающими вынос мансарды. Интересна изящная графика деталей фасада, переходящая в тонкую резьбу каменного портала. Орнаментальный фриз из ветвей и шишек, герб домовладельца со "знаковым" изображением филина выдаёт традиционную стилистику "северного" модерна.
В начале 2000-х здание пережило реконструкцию, на месте жилых корпусов возведён торговый центр, зато лицевой фасад был отреставрирован, хотя силуэт искажён надстройкой второго яруса мансарды.




Здесь заканчивался наш первый участок маршрута, отсюда мы уехали на Чкаловскую.
Доходный дом М.А. фон Гук, 1912-1913 гг, арх. Г.О.Гиргенсон.
Фасад четырёхэтажного жилого здания цветом и фактурами штукатурки разбит на крупные секции, геометризированный рисунок лопаток-простенков, бетонных кронштейнов и перспективных ниш с вазами и другие оригинальные находки относят сооружение к незаурядным опытам модернизации классических форм.


Здание, к модерну не имеющее отношение, но очень мне нравящееся. Дом 2/33 на углу Барочной и Большой Зелениной улиц, доходный дом Кейбеля.


Доходный дом герцого Н.Н. Лихтенбергского, 1904-1905, арх. Ф.Ф. фон Пастельс, ул. Большая Зеленина, 28.


Необычны стеклянные фонарики на верхнем этаже, очень своеобразный рельефный декор, заряженный "витальной" энергией, большие пейзажные мозаики составляют гигантский фриз, выполненный в новой технике укреплённого набора - всё это вносит особую остроту и многомерность в образ здания.




Доходный дом Т.Н. Путиловой, 1906-1907 гг, арх.И.А.Претро. Большой пр, ПС, д.44
Яркий образец "северного" модерна.
В проекте очевидно влияние финского национального романтизма: треугольные щипцы углов и массивный выгнутый шатёр (к сожалению, утрачен), ассиметричное сочленение круглого эркера с основанием щипца, группировка шестиугольных окон, мозаичная облицовка горшечным камнем. Это здание - связующее звено между родственными направлениями финской и петербургской архитектуры.








Роспись во дворах Петроградки.




Особняк А. Е. Молчанова - Особняк М. Г. Савиной, 1905-1907, арх, Гейслер М. Ф., ул.Литераторов, 17.




Большой пр.,д. 79А, дом К.М.Соколовского, 1910-1911, арх. Корвин-Круковский С. С.


Особняк С.Н. Чаева, 1906-1907, арх.Апышков, ул.Рентгена, д. 9.


Доходный дом Лидвалей, 1899-1904 гг, арх. Ф.И.Лидваль., Каменноостровский пр, 1-3А


Мечеть, которую не возможно не сфотографировать, проходя мимо.


Особняк М.Ф.Кшесинской, 1904-1906 гг, А.И.фон Гоген при участии А.И.Дмитриева, ул.Куйбышева, д.2-4.




Во дворе особняка Кшесинской впали в зимнюю спячку уютные львы:


Третья часть нашего маршрута пролегала по Невскому проспекту, от Дома Зингера, через Малую Конюшенную и доходный дом шведской церкви, с возвращением обратно мимо магазина купца Елисеева на Садовую.




Все эти здания в самом центре были виданы не раз, но было приятно прогуляться по такому маршруту.

Финиш. Мы взяли все КП правильно и заняли первое место, как и 75 других команд :)


Информация, выделенная курсивом взята из буклета, подготовленного Бегущим городом, выданного на старте

Петербург, фото, отчет

Previous post Next post
Up