Китай 2016: Пурпурный Запретный Город

Nov 21, 2016 00:44

Запретный город или королевская резиденция Гугун - самый большой в мире дворцовый комплекс. Имея размеры 961 x 753 метров, он занимает площадь 720 тыс. м² и включает в себя 980 зданий. Здесь мы провели целый день, блуждая между расписных деревянных домов с жёлтой глазурованной черепицей. К большому моему удовольствию неожиданно получили привет из родного Петербурга, кто бы мог подумать!

Дворцовый комплекс строился с 1406 по 1420 годы, как дворец китайских императоров династии Мин. Справедливо будет сказать, что строительство велось на протяжении всего существования дворца: перестройке подверглись многие здания, ещё часть была восстановлена после многочисленных пожаров. Здания резиденции - образцы классической китайской деревянной архитектуры.



Возведение зданий велось по особой, традиционной для Китая технологии: сначала в землю вбивали деревянные столбы-опоры, на которые клали балки, а поверх возводили черепичную крышу. Пространство между опорами заполнялось деревом, кирпичом, глиной или другими строительными материалами. Таким образом, стены не выполняли несущей функции. Китайская деревянная архитектура - прообраз Икеи: поскольку конструкции были одинаковы для любых зданий, строители заранее могли вытесать в мастерской жерди нужной ширины и длины, а потом собрать непосредственно на месте строительства. Такой способ позволил возвести дворцовый комплекс в рекордные сроки: все 980 зданий были выстроены за 15 лет. Существует легенда, что в Запретном городе 9999,5 комнат. Во дворце верховного божества в даосизме, Небесного императора, было десять тысяч комнат. Когда земной китайский император строил свой дворец, он не мог сравниться в величии с небесным покровителем, и приказал построить на полкомнаты меньше :)

В Гугуне жили 24 императора Китая, до 1912 года. Запретный город в самом сердце Пекина был отрезан от остального города рвами и пурпурно-красными стенами; только император и его приближенные имели право здесь находиться, а для простого люда эта часть Пекина была недоступна. Ещё в XIX веке иностранцы почти никогда там не бывали, поэтому, когда Пекин был взят в 1900 году при подавлении Боксёрского восстания, многие европейцы и американцы писали, как они смогли впервые посетить таинственный дворцовый комплекс. Википедия

Полезно будет на входе взять аудиогид (есть даже на русском), иначе легко запутаться в многочисленных зданиях дворца. А с аудиогидом подходишь к очередному дворцу и ррраз! ...в ухо начинают рассказывать историю. Или можно ограничится прочтением инфостенда на английском.


На подходе к Запретному городу уже ранним утром была огромная очередь - всю толпу пропускали через металлоискатели. К чести китайцев их космические очереди и движутся с космической же скоростью.

Первая достопримечательность, ещё до входа в город - стена, с которой вещал Мао. Сейчас на неё можно подняться, посмотреть на площадь Тянанмэнь с высоты, поглазеть на музей коммунизма, расположившийся в традиционных интерьерах.

Мы успели посмотреть на танцующие фонтаны. Ничего особенного, но настроение приподнимает.


Местных туристов несравнимо больше, чем иностранцев.


Вот оттуда сверху вещал Мао.


И перед глазами его расстилалась площадь Тяньаньмэнь.


Вход в Запретный город через ворота Умэнь, Полуденные ворота.




За воротами Умэнь расположена большая площадь с каналом Цзиньшуйхэ, "рекой Золотой воды". Через канал переброшено пять мраморных мостов, ведущих к воротам Тайхэмэнь, за которыми находится комплекс зданий, предназначенных для проведения официальных церемоний.




Тайхэдянь, Павильон Высшей гармонии, самое большое здание комплекса: шириной 64 м, глубиной 37 м, и высотой - 27 м. Крышу павильона поддерживают 84 колонны метрового диаметра.


Павильон Тайхэдянь был построен в 1417 г. В 1645 году был перестроен, затем после пожара вновь восстановлен в 1697 г. В нем объявлялись важнейшие указы, которые после оглашения опускали с башни ворот в клюве деревянного феникса, помещали в паланкин, украшенный изображениями дракона, и отправляли в министерство церемоний, откуда копии его рассылались по всей стране.

В дни государственных праздников и торжеств здесь император принимал поздравления и устраивал приемы. Также в этом павильоне император назначал военноначальников экспедиционных войск и присутствовал на государственных экзаменах. Перед павильоном находится совершенно пустая площадь более 30000 кв. м. Всякий раз во время дворцовых церемоний в этом дворе выстраивались в строгом порядке ряды вооруженных стражников, на коленях лицом к северу стояли гражданские и военные сановники. Отсюда

Здания вокруг пустой площади.


На скатах крыш почти всех строений дворцового комплекса расположены фигурки мифических животных. Число их различно и определяет важность здания: чем больше фигурок, тем здание выше по рангу. Максимально возможное количество зверей - девять, но на фото видно одно-единственное на весь Китай исключение: бессмертный и звери на скате крыши Зала Высшей Гармонии. Фигурок на крыше-десять, а вместе с бессмертным-одиннадцать.


Чтобы черепица не скатывалась использовали деревянные гвозди, которые после заменили на керамические плитки в виде мифических существ: дракона, феникса, льва, морского конька, небесного коня, рыбы яюй, суаньни, сечжи, морского быка доню и синши.
Дракон и феникс символизируют высшую власть. Морской конёк и небесный конь стоят за императорский престиж и мораль. Морской бык доню и рыба яюй- могут нагнать облака и дождь и предотвратить пожары. Лев - царь зверей на землях за пределами Китая. Суаньни - смесь тигра и леопарда, символизирует единство страны и все бестии должны следовать ему. Сечжи- может отличить добро от зла, поэтому считается символом безупречности и справедливости императорской семьи. Синши- символ славы и покровительства, престижа и мудрости, а также означает покорение духа зла и освобождения от бедствий. Последняя фигура изображает человека верхом на курице, защищает дом и его обитателей от бед. Отсюда

Перед Павильоном Высшей Гармонии стоят статуи. Так, черепаха с головой дракона символизирует мудрость и долголетие.




Крыша Павильона Чжунхэдянь, павильона Полной Гармонии. В павильоне император отдыхал перед началом церемоний, здесь же совершались репетиции этикетного ритуала.


Главный трон императора, трон Дракона в павильоне Высшей гармонии.


За тремя вышеназванными павильонами за воротами Небесной чистоты (Цяньцинмэнь) начинается жилая часть дворца, где жила семья императора.
Ворота небесной чистоты.


А мы свернули направо в северо-восточный сектор Внутреннего дворца. Здесь перед Дворцом Безмятежного долголетия находится Стена Девяти драконов. Ничего не напоминает? :)


И точно, в Китайском саду дружбы, что на Литейном, есть стена-реплика, с похожими драконами. Неожиданно было увидеть оригинал этой стены.
Говорят, перед торжественным открытием стены, где должен был присутствовать сам император, одна глазурованная плитка отвалилась. Восстановить плитку за ночь не было никакой возможности, но ловкий строитель сделал деталь из дерева и покрыл краской так, что никто не заметил оплошности. Деревянный фрагмент хорошо виден и сегодня:




На пути к дворцу Ниншоугун, Безмятежности и Долголетия.


В этой части комплекса уже значительно больше зелени, чем вначале.




Львы перед дворцом Ниншоугун, Безмятежности и Долголетия


Здесь же растёт удивительная сосна, ветви которой покрывают значительную часть площади. Держать столь обширную крону дерево самостоятельно уже не может и поддерживается специальными подпорками.




Заглянули в сокровищницу, где есть кое-что интересное.
Помните, я рассказывала про украшения из надкрыльев жуков? В Китае есть подобные украшения из необычного материала. Кто догадается из какого?



Это перья птиц!







Китайцы фотографируют буквально КАЖДЫЙ экспонат. Куда они потом девают эти фото мне не совсем понятно.


Дворик в северо-восточной части дворца.


Колодец Чжэн Фэй, хранящий трагическую историю. Императрица Цыси, давно хотела избавиться от любимой наложницы племянника - императора Гуансюя и, наконец, ей это удалось: в 1900 году, во время бегства двора от армий иностранных держав, она сказала наложнице: «Велика вероятность, что враги настигнут нас и надругаются над женщинами. Почему бы тебе не умереть раньше, не испытав позора?» Несмотря на сопротивление, евнухи задушили девушку и бросили в колодец.


Слон в Императорском саду. Императорский сад находится в северной части комплекса, здесь собраны деревья причудливой формы и необычные камни.


После почти одинаковых зданий глаз с наслаждением останавливается на красивом Павильоне Тысячи Осеней.


Роскошный потолок павильона.




Дальше мы вернулись назад и отправились в северо-западную часть.





Такие огромные вазоны разбросаны по всей территории комплекса. Это резервуары для хранения воды, которая использовалась для тушения пожаров. Деревянные дома часто горели, поэтому вода была крайне необходима. Зимой под вазонами разводили костры, а сверху укрывали тканью, чтобы вода в них не замерзала.


Хризантемы не только в глазурованных узорах на стенах, но и в качестве украшения.




Зал Земного спокойствия.


Совершенно ошалев от прогулки по дворцовому комплексу, к вечеру мы вышли к северным воротам Шэньумэнь. Через дорогу высится холм с парком Цзиншань.


Холм этот рукотворный, высотой 45,7 метров, сложенный из земли, которую вынули при строительстве рва вокруг Запретного города. Легенда гласит, что последний император династии Мин Чжу Юцзянь покончил жизнь самоубийством, повесившись здесь на дереве в 1644 году.
Сверху открывается вид на Запретный город, позволяющий оценить масштаб комплекса.


Место это однозначно стоит посещения, и лучше закладывать на прогулку целый день.
http://en.dpm.org.cn/ - официальный сайт музея, где можно посмотреть рекомендуемые маршруты экскурсий на день или на полдня.

путешествия, Китай, музеи, фото

Previous post Next post
Up