Рим-Париж, день 10. Неаполь, капелла Сан-Северо.

Mar 09, 2016 00:05

Гуляя вечером по Неаполю мы заглянули в одну из церквей, которая значилась в списке объектов к посещению, обнаружили там огромных размеров очередь и решили вернуться утром.
Придя утром за полчаса до открытия с не меньшим офигением встали в хвост уже собравшейся очереди. Зачем тут все эти люди?! Что они, скульптур мраморных не видели?

Капелла Сан-Северо, расположена на небольшой улице, via Francesco De Sanctis, 19/21.
Построенная как частная капелла и усыпальница знатной семьи Сангро, сейчас она стала музеем.

Среди множества сокровищ здесь есть совершенно потрясающие произведения, и ради того, чтобы увидеть их своими глазами стоит отстоять час в очереди!

Христос под плащаницей - наиболее знаменитая скульптура церкви.




Первоначально князь Раймондо де Сангро, седьмой князь Сан-Северо, поручил работу Антонио Коррадини, который успел изготовить только глиняную модель. После смерти Коррадини князь Раймондо поручил завершить работу молодому и безвестному неаполитанскому скульптору Джузеппе Санмартино, для которого Христос под плащаницей стал главной работой жизни.

Санмартино значительно изменил первоначальный замысел Коррадини, но сохранил основную стилистическую особенность - тончайшее, как бы воздушное мраморное полотно.
Легкие прозрачные складки укрывают лицо Христа, ничего не пряча под собой. Камень выглядит прозрачным и невесомым!

Фотографировать в церкви запрещено, поэтому все фотки ниже найдены на просторах интернета.



Лёгкие небрежные складки впопыхах наброшенного полотна подчёркивают торжественный покой умершего Спасителя и одновременно протестуют против противоестественной безжизненности. Можно видеть пронзённые руки и ноги, сведённую последней судорогой грудную клетку, посмертную рану под сердцем, вздувшуюся вену на лбу. Снятому с креста телу ещё не придали привычную для усопшего позу - ноги согнуты в коленах так, как обычно их изображают во время Распятия, руки не сложены на груди, а безжизненно брошены вдоль туловища, голова слегка повёрнута вправо.

Санмартино одновременно подчёркивает величие Христа и его добровольное уподобление смертному человеку. Рядом с телом лежат орудия его Страстей - терновый венец, клещи, гвозди, напоминающие о его исключительных страданиях за всех людей. Но одновременно с этим, тело лежит на обычном матрасе, а под голову положены две подушки, в отношении евангельских событий образующий поразительный анахронизм, напоминающий об общей участи всех людей - некогда умереть и так же лежать на смертном одре.













Завораживает, правда?
Кстати, по ссылке отличная статья про вуали в камне, рекомендую не полениться и полюбоваться этой красотой: http://history-of-art.livejournal.com/837340.html

Скульптур в капелле великое множество, помимо «Христа под плащаницей» традиционно выделяются два монумента, находящиеся у пилонов, поддерживающих алтарную триумфальную арку. Слева установлен памятник матери князя Раймондо, представляющий аллегорию Целомудрия, справа - его отцу, символически изображающий «Избавление от чар».

И вот это «Избавление от чар» впечатлило меня даже больше, чем "Христос". Мы с К. стояли и гадали действительно ли сеть, опутавшая мужскую фигуру выточена из камня, или она всё-таки настоящая. Вот на полном серьёзе, минут пять таращились на узлы и переплетения, не веря своим глазам.



Кстати, сеть, в отличие от остальной фигуры, вырезана из пемзы, а не из мрамора.




Антонио де Сангро после смерти своей юной жены вёл беспорядочную и даже разгульную жизнь, оставив своего сына Раймондо на воспитание деду. Поняв бессмысленность такого прожигания жизни, Антонио раскаялся и впоследствии принял сан священника. Аллегорически это преображение представлено в виде человека, разрывающего сковывавшую его сеть - символ греха. Ангел, помогающий человеку, несет на своём челе огонь - символ веры и одновременно просвещённого человеческого разума (поэтому пламенем горит не сердце, а именно голова). Одновременно ангел попирает глобус, представляющий здесь обманчивые человеческие страсти и похоти.







Под капеллой находится крипта эллиптической формы, которая по планам Раймондо де Сангро должна была использоваться в качестве усыпальницы последующих поколений семьи. По неизвестным причинам этот проект не был реализован. В центре крипты помещена массивная мраморная плита, на которой, по планам князя Раймондо, должен был помещён «Христос под плащаницей».

В крипте, в двух стеклянных витринах, выставлены в вертикальном положении мумифицированные тела мужчины и женщины, препарированные под руководством князя Раймондо. Кровеносная система (сердце, артерии, вены) сохраняются неповреждёнными в течение более двух столетий. До настоящего времени нет удовлетворительного объяснения способа, которым была достигнута сохранность этих тел. Более того, анатомия во времена князя Раймондо не имела столь чёткого представления о строении кровеносной системы человека. Неаполитанские легенды гласят, что Сангро таким образом сохранил тела двух своих слуг. Перед смертью их якобы напоили таинственной жидкостью, под действием которой их артерии и вены окаменели.



Честно говоря, в Кунсткамере у нас есть подобные экспонаты, поэтому какого-то большого впечатления тела не произвели. Разве что объемом проделанной неизвестным мастером работы: в крипте выставлены тела взрослых людей, в то время как в Кунсткамере только отдельные органы или фрагменты.

Сайт капеллы

путешествия, Рим-Париж, музеи, Италия, фото

Previous post Next post
Up