После поездки на Везувий мы вернулись на вокзал и отправились дальше, к развалинам Помпеи.
Решение посвятить им основную часть дня было ой каким верным. Уверена, если бы мы сперва поехали в этот город, то на Везувий бы уже не успели.
Город представлялся мне чем-то вроде большого поселка, видимо, наложили отпечаток другие виденные до этого развалины. В результате Помпеи, конечно, поразили масштабами.
После извержения Везувия в 79 году н.э. город оказался погребён под мощным слоем пепла, наряду с городами-соседями Геркуланумом и Стабией и множеством мелких поселений. Более 2000 человек погибло на улицах Помпеи, а пепел от извержения долетал даже до Египта.
Но молниеносность трагедии позволила нам много лет спустя увидеть сохранившийся древнеримский город, с подлинными улицами, площадями и амфитеатрами, дома с мебелью, фресками и скульптурами. И даже с останками несчастных местных жителей.
Засыпанный город был обнаружен случайно, при строительстве канала от реки Сарно, в 1592 году. Тогда Архитектор Доменико Фонтана обнаружил часть городской стены.
В 1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого.
Раскопки начали вести почти 200 лет спустя после первой находки - в 1748 году. Тогда археолог Р. Дж. Алькубьерре, руководивший раскопками, был уверен, что найденный им город - Стабии.
Основные работы в то время проводились в Геркулануме, в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. Подобная практика была прекращена после протеста ряда учёных.
При управляющем Ф. ле Вега в 1760-1804 археологи и учёные мужи наконец перестали скидывать грунт в уже исследованные здания, вывозя его за городскую черту; начали вести реставрацию зданий, выставляли на обозрение находки.
Был даже разработан план экскурсионных маршрутов. В 1763 с обнаружением надписи на пьедестале статуи стало ясно, что погребённый под пеплом город - не Стабии, а Помпеи.
С 1863 года раскопками руководил Джузеппе Фиорелли. В 1870 он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. При нём раскопки впервые приобрели систематический характер.
Начиная с 1961, а особенно после землетрясения 1980 года, в городе ведутся практически одни реставрационные работы. В настоящее время около 20-25% территории Помпей не раскопано.
Текст курсивом - из Википедии.
Судя по массивному комплексу входа Помпеи посещает немалое количество туристов - всё-таки объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
На входе выдали карту с отмеченными интересными местами, что помогло сориентироваться. Если гулять без цели, то можно упустить массу интересных уголков. Помпеи представляют собой огромный массив жилых зданий, с вкраплениями городских сооружений вроде амфитеатров и терм. Наиболее популярные здания как правило именуются по имени примечательного предмета, найденного там при раскопках. К слову, почти всё заменено копиями - оригиналы увезены в музей Неаполя.
Сразу после Морских ворот живописно разбросаны по чьему-то двору находки.
Фонтаны - довольно популярное украшение внутренних дворов.
Первый храм, почти у входа в археологический комплекс - храм Аполлона. Считается наиболее древним в Помпеях. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его 575-550 годами до н. э.
Храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы. Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов.
Копия статуи Аполлона, оригинал выставлен в Неаполе.
Выходим к Форуму.
"Помпейский форум - центр политической, экономической и религиозной жизни города. Его основу составляла площадь размером 38 на 157 м, окружённая в самнитскую эпоху портиком с дорическими колоннами, а римлянами вымощенная травертином. Она была способна вместить всё население города".
У стен Форума вместо лавок с товарами сейчас стоят стеллажи с археологическими находками: множество амфор разных видов, предметы мебели...
... и каменные фигуры.
Пепел Везувия облеплял тела местных жителей, со временем ткани разрушились, и образовались пустоты. По методу Фиорелли полости заливали гипсом, и получали подобные слепки, точно копирующие давно исчезнувших людей.
Без карты здесь никуда! В лабиринте древнего города легко пропустить стоящие внимания объекты.
Фонтан.
Центральные улицы вымощены большими валунами. Посмотрите, сколько туристов!
Самое потрясающее, что на этих валунах сохранились следы повозок! Почему-то такие штуки впечатляют больше, чем даты строительства.
Вычитала в репортаже у
kolllak, что древние римляне были небольшими любителями приготовления пищи (в отличие от поглощения), поэтому кухонь в большинстве домов не было. Для завтраков, обедов и ужинов использовались термополии - ресторанчики. В сосуды спрятанные внутри "стола" заливалась горячая вода, а сверху ставились тарелки с едой. Подогрев обеспечен!
Улицы поуже можно застать без туристов, особенно в дальних уголках комплекса.
На фото пекарня: жернова для измельчения муки и печь для выпекания.
Мы отправляемся за Геркуланские ворота, смотреть Виллу Мистерий. Дорога проходит по улице Гробниц, по обеим сторонам которой пышный некрополь.
По дороге заглядываем в Виллу Диомеда.
Исследована в 1771-1774, приписывается Аррию Диомеду, чья гробница находится напротив входа.
Наконец доходим до Виллы Мистерий.
Названа вилла по получившим широкую известность фрескам в одной из комнат, где изображается, по наиболее распространённой версии, посвящение в дионисийские мистерии, а по другой - обряд венчания. Мисте́рии - богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые.
Как элегантно оформлены колонны.
Огородами отправляемся к Везувианским воротам.
От ворот открывается отличный вид на город.
Вот и ворота.
Фрески внутри одного из домов.
Обратите внимание на трубы в стене.
Дом Фавна.
Копия мозаики "Битва Александра с Дарием".
А вот и фавн.
Дом с Большими фонтанами.
Стабийская (Стабианская) улица.
Специальные камни, чтобы переходить улицу во время дождя. Либо, чтобы не вляпаться в нечистоты :)
Дом Трагического поэта.
В следующем посте у нас будет культурная программа: пройдёмся по амфитеатру, театру и заглянем в публичный дом. :)