Вояж Рим-Париж: Рим, день 3. Уста Истины, термы Каракаллы, Пантеон и миллион других мест

Jul 10, 2015 20:44

По воскресеньям на via Ippolito Nievo работает блошиный рынок. Разве можно пропустить такое, тем более, что от дома легко дойти пешком!
На деле место оказалось не таким интересным, как я себе представляла: множество торговцев подержанной одеждой, масса - новым китайским ширпотребом; среди них продавцы безделушек совершенно терялись. Ну кому, например, нужны старые лисьи шкуры? А их было в изобилии. То ли день был не тот, то ли времени не очень много, но почему-то рынком я не прониклась. Если пройти этот рынок насквозь по via Portuense, то можно выйти к воротам Порта Портезе. Но на всём пути рынок уже скорее вещевой, чем блошиный.





Мы же держали путь к церкви Санта-Мария-ин-Космедин, чтобы посмотреть на ставшие знаменитыми после фильма “Римские каникулы” Уста Истины.


В Средние века уста считались этаким детектором лжи: если лжец положит руку в приоткрытый рот, божество откусит её. А ещё ранее, в Древнем Риме, мраморная плита была канализационным люком, закрывавшим вход в Большую Клоаку - систему, созданную для осушения низины между капитолийским и палантинским холмами, которая в дальнейшем использовалась как настоящая канализация.


Слушайте, судя по очереди - эти Уста - вторая, после Колизея, очень важная достопримечательность Рима! Какое счастье, что барельеф находится снаружи церкви и на него можно посмотреть и сквозь решётку, не маринуясь среди желающих засунуть руку в открытый рот божества.

Посмотрели на Храм Геркулеса Победителя, что через дорогу от церкви. Место его расположения - Бычий форум - старейший среди римских форумов. Название своё получил оттого, что здесь велась активная торговля скором.



А неподалёку ещё и порт был, и тут же рядом сохранился храм Портуна. Портун - бог охранитель входной двери в дом, входа в море или реку, бог гаваней и портов.

Здесь есть ещё на что посмотреть, но мы не знали и пропустили подземный митрериум, один из самых больших и хорошо сохранившихся языческих храмов Рима. Он находится как раз во дворе дома, стоящего слева от церкви (если стоять к церкви лицом). Подробнее - тут.

Апельсиновые сады на Авентине (Giardino degli Aranci) - отличная обзорная точка, без людских толп, очень уютное место в двух шагах от церкви Санта-Мария-ин-Космедин.








Здесь мы сделали потрясающее открытие! Все те неудобные фонтанчики с льющейся вниз водой оказались изящными инженерными сооружениями.




Рядом со смотровой площадкой резиценция Мальтийского ордена - Магистральная вилла (Villa del Priorato di Malta) , куда можно зайти и кинуть взор на территорию сразу трёх государств:


В воротах резиденции по проекту Пиранези проделано специальное отверстие. Есть мнение, что оттуда видны целых три государства: Мальтийский орден (которому принадлежит резиденция Ордена), Ватикан (собор Святого Петра) и Италия (к которой относится всё, что в промежутке). Отличить отверстие с видами от простой замочной скважины просто: возле него всегда дежурит пара карабинеров.

Мы же, как настоящие лопухи, посмотрели базилику Санта-Сабина, главную церковь ордена доминиканцев, выделяющуюся среди других римских храмов скромным убранством.


Нашли там какую-то дырку, посмотрели в неё и остались в недоумении чего ж это все так хотят в неё взглянуть :)


Узкими улицами спустились с Авентина, едва нашли место, где можно подкрепиться, а затем отправились к Термам Каракаллы.


Посмотрели на дворец Августов снизу, восхитились на свежую голову.


Оттого, что за ночь переварились впечатления от посещения Форума и Палантина, мозг готов был воспринимать новые развалины. Да какие!
Термы - античные бани, куда имел доступ весь народ Рима.


В термах были помещения-раздевалки, залы для физических упражнений, места для массажа и умащивания тела маслами и даже библиотеки! И спа-салон, и бассейн, и тусовочное место. Термы действительно были центром культурной жизни Рима.


Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс - 150 на 200 м. Римляне придумали уникальную систему отопления - с помощью печи нагревались вода и воздух, которые затем циркулировали под полом и в полостях стен.




Местный житель :)


Римляне знали толк в отдыхе. На фото бортик бассейна с вырезанным во мраморе игровым полем! Поплавал, подумал, сделал ход.


Помещения внутри украшались статуями, мраморными плитами, колоннами. И теперь можно увидеть остатки мозаики на полу.




Хотела бы я восхититься всем этим великолепием во время его расцвета!












Сейчас составить представление о былой красоте можно по изображениям на инфостендах.


После терм по Vialle delle Terme di Caracalla дошли до Сан-Грегорио-Маньо на Целии. В церкви сохранился мозаичный пол в стиле косматеско и 16 античных колонн, разделяющих храм на три нефа.




От этой церкви до следующей - Санти-Джованни-э-Паоло - стоит пройтись по приятной улице.




В ходе раскопок в XIX в. в церковных подвалах были обнаружены развалины римского кирпичного дома I-IV веков с хорошо сохранившимися языческими и христианскими фресками (Венера, фигура с чашей в христианском оратории), руины античного храма Клавдия.





Через садик прошли на via Della Navicella, что переводится как “кораблик”. Кораблик не заставил долго себя ждать.

В садике.




Бросаем взгляд на арку Долабеллы - ворота в Сервиевой стене, первой римской крепостной ограде.


А дальше нас ждали вещи поновее! Сан-Пьетро-ин-Винколи. Когда мы добрались до места, то упёрлись носом в закрытые двери - ох уж эти итальянцы!! Пришлось погулять по окрестностям, по садику с термами Траяна, по образу и подобию которых строились термы Каракаллы. Но термы были закрыты на реставрацию. Зато открылась базилика!

Вас тут рады видеть!


Церковь была построена для хранения вериг святого Петра.


В храме покоится могущественный папа Юлий II. Проект его гробницы составил Микеланджело; здесь находятся его знаменитый «Моисей» с рожками (1515 г.), которые символизируют лучи света, исходящие от головы пророка, а также статуи Лии и Рахили, выполненные учеником Микеланджело.


Пророк изображён с рожками вследствие неверного перевода строчек библейской книги «Исход». В тексте на иврите сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея, «потому что излучало свет лицо его», но слово “луч” и слово “рога” на иврите - омонимы, и бравый переводчик написал, «потому что кололось рогами лицо его».


В основном в храме все заняты примерно этим :)


Из храма по примечательной улице-лестнице, проходящей под аркой дома, спустились на via Cavour, и снова оказались у форума Траяна.


И тут нелёгкая понесла нас по всему Риму!
Saita del Grillo.


На Квирнальский холм.
Грустная женщина на дворце Консульта, где теперь Конституционный суд.


Квиринальский обелиск возвышается перед дворцом Президента Итальянской Республики на одноименном холме города Рима. Обелиск является частью скульптурной группы фонтана Диоскуров. А дворец президента ничего впечатляющего из себя не представляет.


Фонтан Треви был в лесах, но очередь от этого не уменьшилась. А если уменьшилась, то страшно представить что тут творится, когда фонтан работает.


Через piazza Crociferi.




На площадь Колонны с колонной Марка Аврелия.


Через Пьяцца ди Монте-Читорио с древнеегипетским обелиском Монтечиторио, привезённым из Гелиополя.




Прямиком к Пантеону (126 году н. э), куда непрерывно втекает толпа. Храм со всех сторон тесним зданиями, подпирающими площадь и внушительно не выглядит. Но внутри потрясающая атмосфера.


В Пантеоне похоронены Рафаэль и итальянские короли Виктор Эммануил II и Умберто I.
Главная изюминка Пантеона - отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб. Свет остаётся в форме гигантского светового луча.






Из Пантеона через площадь Минервы.
В центре площади в 1667 году был установлен монумент работы Бернини в виде слона с обелиском на спине. Обелиск был перенесён из бывшего храма Исиды.


За слоном открывает двери Санта-Мария-сопра-Минерва, единственная готическая церковь Рима. За фасад храма взгляд не зацепится, и зря! Внутри развернулась готика в полоной красе. Примечательна также статуя стоящего с крестом Христа (1521, работа Микеланджело).








В Риме куда не сверни, всюду находки.
Будь то стопа.


Или храмовый комплекс времён Римской республики на пьяцца Торре-Арджентино.
Четыре храма входили в комплекс гигантского театра Помпея, известный тем, что в портике перед входом на арену был убит группой бывших соратников Гай Юлий Цезарь. Сегодня место, где был заколот Цезарь, скрыто под тротуаром перед театром Арджентина.


От этой площади идёт 8 трамвай, который домчал нас до нашего района. Оставалось преодолеть три лестницы, несколько улиц и день можно было считать законченным.

путешествия, Рим-Париж, Италия, фото

Previous post Next post
Up