Полуостров Киперорт. Приморск

Jun 21, 2015 13:34

В этом году на длинные июньские праздники не стали уезжать далеко, а побывали в окрестностях Выборга - в городе Приморск и на мысе Киперорт.
С мыса мы несколько лет назад стартовали с поездкой по островам, и с тех пор К. запомнил это место как пригодное для отдыха. Основная загвоздка в том, что до мыса на обычной машине не добраться - путь преграждают несколько значительных луж, до которых ещё нужно доехать по ухабистой лесной дороге. Тем не менее любой даже неподготовленный внедорожник такие лужи проходит, но определенное количество людей это препятствие отсекает.

Мы же решили совместить тюлений отдых с экскурсионной программой и заехали посмотреть ДОТы линии Маннергейма и город Приморск, славящейся огромной для такого города финской кирхой.


Первым пунктом поездки стали ДОТы укрепрайона Инкиля (Inkilä).
Чтобы найти бункеры, нужно двигаться по трассе А123 в сторону Приморска, не доезжая до него около 15 км, недалеко от поворота к деревне Лужки переехать через мост, почти сразу с дороги будут видны ДОТы. Мы, правда, не доехав до места, свернули в деревню Лужки, нашли слева от дороги памятный камень с надписью на финском и ничего более, и вернулись на трассу.

Рядом с укреплениями канал Ахвиоя с впадающим в него источником. Из сомнительного вида родника люди набирают воду. Сразу за ручьём тремя рядами торчат из черничника замшелые противотанковые надолбы.

Канал этот непростой. Территория раньше была сильно заиленной, да и граничила она с огромным болотом, для сельского хозяйства была непригодна. Финн Тааветти Инкинена предложил местным землевладельцам в 1891 году проект спуска воды из озерца в центре болота в воды залива, с тем, чтобы осушенные земли потом передали в его владение. Сперва строительство велось силами автора проекта и нескольких помощников, но через пять лет те, видя тщетность усилий, отказались от работы. Довершал начатое автор идеи в одиночку. Лишь в 1912 г территорию осушили, а длина канала составила 3 км.







В лесу возле дороги высятся руины двух ДОТов - Ink 6 и Ink 7.

Ink6 - Железобетонный капонир постройки 1937 года. Фронтальные стены и покрытия казематов были изготовлены из бронеплит. Имел три амбразуры для станковых пулеметов. Казематы фланкирующего и фронтального огня соединялись коридором, переходящим в подземную казарму на взвод солдат. Летом 1939 года в бункер поставили необходимое оборудование и превели в состояние боеготовности.

3 февраля 1940 года гарнизон бункера выдержал 10-ти часовой артобстрел из тяжелых орудий. Хотя бронеплиты сильно потрескались, но казематы сохранили свою боеспособность. Финским саперам пришлось установить на поврежденную крышу бронеказемата бетонные блоки в два ряда, что предохранило ДОТ от дальнейших разрушений. Бункер был подорван после окончания военных действий. Отсюда.





Вход и место крепления бронеплиты.






Углубление с бетонными стенами и бетонной крышкой. Колодец? Какое-то иное хранилище?


Вовсю пылят сосны, всё вокруг покрыто пыльцой.




Дот Ink-7, с сохранившимся перекрытием.
Ink7 - Железобетонный капонир постройки 1934 года с небольшим укрытием для гарнизона на 12 человек. Боевые казематы были защищены броневыми плитами с узкими амбразурами для стрельбы из ручных пулемётов, установленными вертикально. Рассчитан на два станковых пулемета. Край напольной стены был разрушен арт огнем в ходе наступательных боев в начале февраля 1940 года, но гарнизону удалось заделать брешь подручными средствами. Подорван после окончания военных действий. Отсюда.





Сталактиты :)


Кальциевые соли, которыми насыщена вода, постепенно обволакивают арматуру.


Вокруг обильно цветет земляника.


А сквозь траву всё ещё угрожающе торчат острые железные прутья.




Обочина здесь широкая, встать можно в любом месте.


Следующим пунктом программы после осмотра укреплений стало посещение могилы Микаэля Агриколы на мысе Кюриниеми.
Поворот с Приморского шоссе обозначен указателем «Могила Микаэля Агриколы». На всех развилках грунтовки нужно держаться правее. Через несколько сотен метров стоит деревянная избушка, тут-то и нужно остановиться.

Если имя Агрикола вам ничего не говорит, то это нормально :) Но спросите любого финна, и он наверняка расскажет вам об этом славном дядьке.
Агрикола придумал финский алфавит, создал букварь, перевёл на финский Новый завет. Епископ, финский деятель Реформации, просветитель, он принимал участие в переговорах с Иваном Грозным в Москве о заключении мирного договора во время Русско-шведской войны. По дороге откуда и умер в районе мыса Кюриниеми.



Где находится настоящая могила просветителя неизвестно, предполагают, что он был похоронен в Выборге.




На берегах мыса настоящее столпотворение, куча палаток и всё напоминает цыганский табор :)
Но пейзажи привлекательные.



Ещё немного и дорога приведёт нас в Приморск.
Приморск до 1948 года назывался Койвисто, от финского koivu, береза, также в прошлом именовался Берёзовое, Берёзовское, Бьёрке от швед. Björkö - березовый остров. Населенный пункт, как легко догадаться, был то финским, то шведским, то российским.

Одно из самых свежих сооружений - Церковь Новомученников Российских.


Внутри иконы действительно относительно "новых" мучеников.
Обратила на себя внимание и необычная "люстра", внутри которой расположены иконы всевозможных Богоматерей.


Направляемся к железной дороге, чтобы посмотреть здание старого финского вокзала, ныне жилое. Видели, как живут люди в замке в Калининградской области, посмотрели как живут и в вокзале.





То, что здание - бывший вокзал, выдаёт табличка на боку :)


Почитав отчёт varandej была уверена, что на фото гидрант, при помощи которого заправляли водой паровозы. Но сличив после поездки картинки увидела, что это какая-то иная железная хрень :)


Гидрант должен был выглядеть так, но его уже не было:


Фото отсюда.

Башня в здании депо.




Самая известная достопримечательность города - кирха св. Марии Магдалены.
В сквере перед зданием - памятник погибшим в Зимнюю войну.


Прекрасный вход в кирху. Кстати, архитектор здесь тот же, что и у Зеленогорской кирхи.


Очень интересный пост про историю церкви - http://amsmolich.livejournal.com/150483.html




Сейчас внутри располагаются городской дом культуры и краеведческий музей.


Финская посуда.


Узнаёте ДОТ Ink 7?


Интерьеры сейчас выглядят так:


Надеюсь, подобно кронштадтскому Морскому собору, кирху когда-нибудь восстановят.



Последний интересный объект в районе Приморска - "банка" или "стакан" возле деревни Манола.


Казалось бы, странная фиговина.
Круглая бетонная тумба стоит в нескольких метрах от берега. Глубина около причала позволила ледоколу вплотную подойти к берегу. На тумбе укреплена цепочка. К этой цепочке осенью 1959 года привязывали первый в мире атомоход «Ленин» при испытании мощности ходовой установки. Измерения показали что ледокол имеет 44000 лошадиные силы.


Это место - мекка для рыбаков. Прямо при мне за 2 минуты рыбачка вытащила три рыбки буквально одну за другой. Впрочем, у остальных не клевало :)


А мы отправимся, наконец, на полуостров Киперорт, фото откуда я покажу в следующем посте.

ЛО, форты, поездки, фото

Previous post Next post
Up