Карелия: Колатсельга - завод и штольни. Водопад Юканкоски

May 12, 2014 01:45

Высота подземного хода не позволяет разогнуться в полный рост, под ногами хлюпает вода, в свете фонаря искрится в стене жила руды. Давно вы чувствовали себя гномом? Я, например, в минувшие выходные.


Подбила меня morita съездить в Колатсельгу, посмотреть старые железнорудные разработки и руины Тулмоозерского железоделательного завода - памятника промышленной архитектуры конца XIX века.

По утреннему шоссе отлично ехали, совершенно без пробок, пока с моей машиной не стало твориться странное: выключилась музыка, упало напряжение, отрубило всю электронику, а потом она вовсе стала глохнуть и остановилась, я еле успела прижаться к обочине. Заподозрив, что сдох генератор (привет Волчьей петле!), перекинули прямо на шоссе аккумуляторы с одной машины на другую и крестясь поехали дальше. Второй аккумулятор сел в 20 км от Приозерска, мы повторили маневр с перекидыванием и поехали чиниться. Небывалое чудо: в 10 утра 9 мая в славном городе Приозерске работал автосервис и магазин автозапчастей! Мы сделали перерыв на поедание блинов, пока в мастерской меняли генератор, потеряли час, зато поехали дальше, выдохнув и расслабившись.

В Ляскеля вышли размяться у плотины на реке Янис, рядом с бумажной фабрикой. Сейчас шлюзы закрыты, воды в русле почти нет. Но, говорят, во время высокой воды это любимое место байдарочноков.
А меня удивил водосброс не в шлюзах, как обычно, а сбоку от них.




Следующую остановку сделали уже у Креста Скорби на перекрестке шоссе на Пряжу и шоссе Питкяранта-Суоярви. Мемориал посвящен русско-финской войне.





Россия и Финляндия - две сестры.
Финляндия и Россия - две матери.
Они воплотились в этом Кресте скроби.
Сами собой.
Их головы слились воедино.
Их руки соединились в Надежде.
Чтоб любовь победила.
А это зависит от нас.
От каждого

В лесу видны остатки ходов сообщения и блиндажей. Некоторые из них, вероятно, подновляются (но зачем?), другие уже еле видны.






От "Креста" без остановок добрались до развалин завода.
Как пишут, завод был построен ещё в 1761 году, проработал 17 лет и был остановлен по экономическим причинам. После предпринимались многократные попытки всё-таки завод организовать, благо месторождения руды тут совсем недалеко, и руда эта хорошего качества. Сейчас взгляду открываются высокие зубчатые каменные стены, похожие на остатки замка - это развалины последнего завода, выстроенного в 1898 году акционерным обществом «Сталь».






Остатки водоводов (?)


В некоторых окнах частично сохранились рамы.


Это же здание хорошо видно на старом фото:


Также на старом фото можно распознать и здание ниже - оно находится сразу за первым.


На местности видели круглый фундамент. Судя по фото, это были остатки водонапорной башни.



Фото с сайта regionavtica.ru. Там можно почитать подробную историю завода.


Говорят, реконструкторы устраивают здесь свои мероприятия и проводят субботники. Местность действительно очень чистая, кустарник вырублен, даже прошлогодних листьев нет :)


Встретили жабу. Кажется, она была при смерти.


Вероятно, эти же славные люди соорудили замечательную стоянку на берегу реки, которой мы воспользовались. Там была даже беседка со столом, куда мы спрятались от дождя. К слову, карельские дожди очень воспитанные: все два дня светило солнце, поливало только по ночам.


От стоянки идёт брод в сторону рудников, куда мы собрались на второй день.
Я отправилась проверять дно, но испугалась, что меня смоет, до самой глубокой части не дошла. Камни на дне были приличных размеров, пожалели новую машину (не мою :D), и поехали в объезд, по дороге.


Дороги сухие, везде проезжались без проблем, разве что камни могут напугать пузотёров. Но наиболее смелые из них тоже добирались почти до места.

На противоположном берегу реки Колос находятся штольни, в которых добывали руду на переплавку - Рогосельга. На Рогосельге были пробиты три штольни, одна наклонная и одна вертикальная шахты.

Вход в одну из штолен.


У входа ещё не растаяли ледяные сталактиты.




Сами штольни впечатляют - ходы наклонные, штрек идёт в нижней части, выход сверху, над головой, потолок подпирают крепи.


Костровая крепь.




Вдалеке виден свет с поверхности.




Кое-где в стенах попадаются забитые деревяшки. Для чего они?


Подобные выходы - по большей части провалы, образованные при осыпании грунта.




Видели крепь, сломанную весом камня, но всё ещё стоящую.


Весь лес испещрен оврагами - в тех местах, где шахты просели. Судя по ним, ходов под землей огромное количество. Прямо в лесу нашли вертикальную шахту. Думаю, не очень весело внезапно найти её зимой, наверняка она заметена снегом и ничем не выдает своего наличия.

Там внизу ещё один новообразовавшийся вход.


Или вот:


В одной из штолен Морита видела остатки узкоколейки и повела нас туда.
Оцените наклон!


Не все крепи одинаково хорошо стоят :)


А вот и рельсы. Коридор упирается в завал.


По пути к рельсам встретили обвал, есть подозрения, что свежий. Видно, как отличается фактура правой и левой стен.


Многоуровневые коридоры.




В лесу первый раз увидела живьем волчье лыко.


После прогулок по рудникам метнулись и разведали дорожку от брода у стоянки.


И выдвинулись в обратный путь, к водопаду Юканкоски.

Военный мемориал где-то по пути:




Водопад имеет два рукава. Первый (на фото внизу) отлично виден с берега, чтобы попасть ко второй части нужно перейти по бревну на остров и спуститься вниз по крутым склонам. По бревну я прошла только потому, что сделав три шага и напугавшись до смерти перспективой, не смогла развернуться обратно, чтобы вернуться на берег. Ноги тряслись ощутимо, ведь высота бревна над водой - метра два :)


Заночевали тут же, у водопада. Туристы, приезжающие на водопад, на ночь не остаются, так что мы ночевали в полном одиночестве под шум воды.
Обратная дорога заняла у нас 6 часов, мы не постояли в пробке ни минуты.

поездки, фото

Previous post Next post
Up