Восхождение на Монблан. День 5

Jul 23, 2012 01:03

28.06.2012

В три часа ночи я выглянула наружу - над нами было небо, так плотно усыпанное звёздами, что казалось, в нём нет ни единого тёмного места. Каждая звезда словно подросла с прошлой ночи - все они казались очень крупными и близкими. А на середине склона Mount Maudit (4465 м) уже маячили фонарики армейцев - ребята начали своё восхождение на Монблан ещё час назад. Мы же традиционно вышли только в 8 утра.

Photo by Иванов Игорь

Сегодняшний маршрут мне дался значительно легче, чем вчерашний. Вот она, польза акклиматизации и ночёвки на высоте 4 000 метров!

А вот и нитка маршрута до вершины Mont Maudit.

Тут можно рассмотреть толпы народа на маршруте и оценить масштаб:

Чуть крупнее:

Утром я убрала фотоаппарат в рюкзак, да так и не вытащила его до самого вечера.

Склон Mount Maudit по ощущениям круче склона du Tacul. Людей на горе здесь значительно меньше - те, кто поднимались на Монблан, уже прошли, оставив после себя шикарную тропу, но ещё не начали возвращаться.

Photo by Иванов Игорь

В одном месте на склоне была здоровая снежная ступень (где-то на середине гору пересекает большой бергшрунд, восходящие его старательно обходит по самому краешку - «ступени»), в остальном же тропа поднималась довольно плавно.

Почти у верхнего бергшрунда.

В 100 метрах от вершины хребта снова проходил бергшрунд, на этот раз небольшой, после него угол наклона резко возрастал.

Это своеобразное «бутылочное горлышко». Место очень узкое, наклон сильный, а удобный путь только один. У бергшрунда скапливаются люди, ожидающие своей очереди на подъем (впрочем, некоторые не ждут, а ломятся рядом по склону даже без страховки). К счастью, мы шли не в час пик, поэтому толпы снизу не было. Нас ждала другая проблема - с Монблана уже возвращались люди. Путь вниз - тот же самый, что и наверх.
Встречка на таком узком крутом участке вынуждает быть особенно аккуратным и неторопливым, чтобы не улететь вместе с ней вниз.

Скалы сбоку. А нам наверх, из нижней правой части кадра, в верхнюю левую %)

Photo by Иванов Игорь

Мы выстегнулись из верёвки, собрались снизу, под прикрытием снежной ступеньки. Сверху сыпались ледышки, приходилось даже отворачиваться - один кусок льда до крови разбил К. кисть - получить подобной льдинкой по лицу не очень хотелось.

Первопроходец аккуратно стал подниматься, таща за собой нашу верёвку - потом он закрепит верёвку на скалах, и мы будем её использовать в качестве страховки.

У меня есть очень полезное свойство: на всех более-менее крутых/вертикальных поверхностях я ползу наверх довольно быстро. Подозреваю, что делаю так чтобы поскорее преодолеть страшный участок и расслабиться наверху :)

При подъеме в одну верёвку встегнулись 5 человек - расстояние между нами было очень небольшим, чуть меньше 12 метров. Поэтому забравшись всего на пару метров по снежно-ледяной стенке, с углом наклона под 45 градусов, я ощутила рывок - девочка, идущая за мной, двигалась значительно медленнее. Верёвка натянулась, дальше я не могла сделать ни шага.

Прочно встать на таком крутом склоне значительно сложнее, чем непрерывно лезть вверх, перенося вес тела. А удобно встать - почти невозможно. Я чуть спустилась и замерла в ожидании. Секунд через 30 мышцы ноги сказали мне громкое «Привееет!» и отчаянно заболели. Я перенесла вес на другую ногу. «Привееет!» - заорали мышцы и этой ноги. Тем временем, верёвка ослабла - второй человек медленно, но верно продвигался вперёд.

Я стартанула наверх ровно до следующего рывка. Боже, как я возненавидела все эти верёвки и связки! Я злилась и думала, что уже бы пять раз добралась до скал, а вынуждена торчать на склоне, испытывая дикое напряжение и мышечную боль. Пришлось учиться терпению, контролю над эмоциями и преодолению себя :)

Спустя какое-то время я добралась до скал, потом подтянулись и остальные. От скал до гребня оставалось почти столько же, сколько мы прошли - метров 40-50. Поднимались мы в обратном порядке, поэтому теперь я выступала в роли якоря :) Я стукалась кошками о скалы, проклинала тяжёлый рюкзак. Ледоруб в руке, казалось, только мешал. Я мечтала о том, как вылезу наверх, на плато, растянусь на снегу и буду неподвижно лежать. Часа два, не больше.

До гребня оставалось метров десять, когда я увидела сколько народа скопилось наверху и ждёт, когда наша связка поднимется наверх (я шла предпоследней). Тут я решила проявить благородство, рванула наверх без остановок (помните, я ж предвкушала, как полежу на плато!) и, видимо, перенапряглась.

На гребень я вылезла почти на четвереньках, и там меня постиг колоссальный облом! За перегибом не было никакого плато, лишь уходящий вниз склон другой стороны горы!

Мальчишки стоят как раз на "другой стороне горы".

Photo by Иванов Игорь

Я выползла на узкий гребень, чуть оттащилась в сторону и села на снег, размышляя, прилично ли будет, если меня стошнит прямо на маленьком пятачке, заполненном людьми. Решила не позориться и несколько минут сосредоточенно и глубоко дышала, борясь со спазмами.

А спустя некоторое время мы пошли дальше, траверсом по склону. Идти вниз, даже на высоте 4465 м, даже по ледяному склону, гораздо легче, чем карабкаться вверх.

Ещё немного и мы спустились на плато Col de la Brenva (4 303 м) - место нашей последней стоянки перед покорением Монблана.

Ветер здесь дул всегда, порывистый, сильный. Чтобы поставить палатку и защитить её от ветра, мы с К. выкопали яму глубиной около 50 см. Поэтому особую радость доставлял процесс залезания в палатку, а главное - вылезания из неё (к слову, обувались мы снаружи, чтобы не натащить в палатку снега). Акробатические этюды на свежем воздухе.

День 1. Старт с ледника Mere de Glace + Grand Sirac
День 2
День 3. Ледник Envers du Plan
День 4. От плато Col du Midi
День 4, ближе к вечеру
День 5
День 6. Последний переход к вершине
Вершина
День 7. Спуск вдоль Гранд Кулуара
День 7. Стоянка
День 8. Спуск