Полуостров Рыбачий - плато, круто обрывающееся к морю. Самая северная точка европейской части России. Море у берегов Рыбачьего благодаря тёплому Нордкапскому течению круглый год не замерзает.
Со Средним этот полуостров соединяет узкий перешеек.
С утра пораньше отправляемся в путь. Впереди меня ждёт первый в моей жизни брод (в котором днём раньше потонул неподготовленный Great Wall из прошлого поста). Волнительно :)
Я неторопливо въезжаю в реку, но затем, почуяв как машине сопротивляется водная масса, нажимаю на газ. Впереди образовывается волна, накрывает капот и… начинает литься в салон!
К. молниеносно хватает тряпку и начинает нас спасать, мне же ничего не остаётся, как ехать вперёд, к спасительному противоположному берегу.
О! Так нужно было закрыть печку! А мы разве не сказали? :) - звучит в ответ на рассказ о том, как нас залило :)))
По неплохой дороге, едем до перешейка и дальше, на Рыбачий, к западному его побережью. Спустя несколько часов после подъема на очередной холм, с вершины открывается вид на широкую отмель, в отлив с которой ушла вода. И прямо у кромки воды стоят окаменевшими зверями машины, тычась мордами в прибой… Вот уж в самом деле край света. Берег плавно понижается, превращается в отмель, рябь песка мешается с океанской водой, и вот отмель совсем истончается и уходит в море. А море уходит за горизонт…
Подъезжаем к ребятам. Вдалеке маячат острова, но они лишь усиливают ощущение того, что дальше, чуть-чуть за ними, нет ничего. Словно бы волны срываются с края земли и с рёвом катятся вниз, в никуда.
black_keeper взмывает в небо на реактивной тяге
Но цель сегодняшнего дня не здесь, а ещё севернее - Вайдагубский маяк. Маяк расположен у военной базы на мысе Немецкий. Именно этот мыс и является крайней северной точкой европейской части России, омываемой волнами Северного Ледовитого Океана. И в эти волны я и К. хотели окунуться.
Дороги Рыбачьего.
На подступах у мысу Немецкому расположена военная база.
На мысу военные устроили склад ненужных вещей. Любовь к чёткости и порядку видна и здесь :)
У маяка все останавливаются на фотосессию, и вдруг откуда ни возьмись (а точнее, из недр машины начбара (вот есть же должность начпрода, а у нас завёлся начбар :)) возникает шампанское и ананасы! Вот уж сюрприз :) Торжественно уничтожили припасы под тосты и заявления, что мы тут все молодцы.
Пока ребята остаются у маяка, К. с
black_keeper уходят на разведку в поисках места, откуда можно нырнуть. Я же внезапно понимаю, что вылезать из тёплой куртки в объятия океана мне совсем не хочется. Тут до меня доходит, что потом, сидя в тёплом Питере, я буду жалеть, что не искупалась в Ледовитом океане, но вот прямо сейчас я не способна поставить «жирную галку». И ставлю крест на этой затее :)
Но на берег всё-таки отправляюсь. Вся дорога к берегу усыпана… скелетами морских ежей! Вот она рыба моей мечты, моя прелесссть! Ну, вы поняли, что было дальше, да? :)
А сам берег роскошен. Глинистые сланцы под действием воды приобретают чёткие геометрические формы.
И здесь мы тоже застали отлив. Скалы завалены скользкими водорослями.
Возвращаюсь к маяку, где ребята как раз надумали съехать на самый берег и посмотреть как будут купаться «разведчики».
Вот и берег, откуда ныряли самые отважные участники поездки.
А вот КУДА они ныряли :)
А это я. Даже шапочку для купания не сняла.
Дальше была поездка по безлюдному Рыбачьему, моё шипящее пробитое колесо (и ловкая его замена - я ощутила себя просто-таки на Формуле-1 :)).
Мыс Кекурский.
Был
заброшенный посёлок Мыс Скорбеевский. Находится километрах в трёх от берега :) Вот какие виды оттуда летом, а что творится зимой страшно подумать (вот ведь уныло жилось там, наверное!) .
Фото by
black_keeper И длинная-длинная дорога через центральную часть полуострова обратно на Средний, к хребту Муста-Тунтури.
Дивный мостик из траков какой-то военной техники.
На Рыбачьем, конечно же, нет никаких заправок. Поэтому бензин мы везли с собой: перед заездом в Титовку заполнили канистры. Так вот, Муста-Тунтури я переваливала уже на бензиновых парах :)
Почти в конце перевала от основной дороги отходит отвилка: начало
немецкой военной дороги . В каждом отчёте описана удивительная сохранность дорожного полотна. Две вещи не перенесли долгих лет и сурового климата: водостоки для ручьёв и мосты. На месте первых образовались неглубокие канавы (впрочем, для длинных машин они довольно неудобны: об них отлично стукаться бамперами), а на месте вторых получились участки отменного триала :)
На всём протяжении дороги крутые берега укреплены каменной кладкой, края проезжей части аккуратно выложены светлым камнем. И всё это живо почти 70 лет спустя. А сколько ещё простоит?
Дорога, по всей видимости, очень красивая. Да вот только с видимостью было плохо: почти у самого начала дороги нас накрыло сумерками. И весь путь мы проделали под покровом темноты, на поворотах выхватывая фарами отвесные стены с одной стороны и пустоту обрывов с другой.
Возможно, ехать в светлое время суток мне было бы тут сильно сложнее от страха :)
Тут можно посмотреть фотографии дороги и отсутствующих мостов.
В ночи от усталости мне мерещились всякие существа, скачущие по дороге. Например, однажды я всерьёз опасалась раздавить гусеницу размером с кошку. Гусеница прикинулась кустом и я успокоилась.
Ночью наконец нашли место для стоянки, поставились и я почти мгновенно отрубилась.
Полночи мне снилось, как я участвую в автогонках :)
Тундра.