Автопутешествие по Северу. Часть 3. На полуостров Средний.

Oct 09, 2011 23:22



Коллективный портрет на фоне Баренцева моря by black_keeper

Утром местность стала весьма приятной, дождь временно утих.



После завтрака и тупёжки в лагере мы снова помчались по трассе Кола, в объезд крупнейшего в мире города, расположенного за северным полярным кругом, к маленькому поселению под названием Титовка, что находится на одноимённой реке.

by black_keeper


Чем севернее мы продвигались, тем ценнее становились заправки :)
by black_keeper


В 1920-1944 годах по реке проходила государственная граница между Советским Союзом и Финляндией.
Здесь находится КПП, на котором регистрируются все приезжающие и уезжающие. Записывают паспортные данные, номера машин - всё серьёзно.

Почти сразу за КПП направо уходит отворотка, она-то нам и нужна. Грунтовая дорога разбита и испещрена лужами. Я не спеша катилась, огибая ямы с разных сторон.

Посёлок Титовка, расположенный за КПП. by black_keeper


Первая останова у водопада на реке Титовка.


Вскоре дорога начинает взбираться на хребет Муста-Тунтури. Мы остановились у ручья Пьяный, где по традиции (вот кто такие традиции придумывает?!) нужно отхлебнуть чего-нибудь алкогольного. Вероятно, чтобы было не сильно страшно преодолевать перевал. Я отказалась и упиралась, что за рулём не пью даже кефир ) Мне пообещали, что за это меня настигнет страшная кара! Накаркали, блин.

До сих пор расстраиваюсь, что мы не изучили хребет подробнее - в годы войны на северных склонах проходил передний край обороны наших, на южных обосновались немцы.

«За три с лишним года фашисты создали на перешейке и в глубине Муста-Тунтури систему опорных пунктов с множеством дотов, дзотов, огневых точек и НП, выложенных из камня с прослойкой торфа, и хорошо развитую систему ходов сообщения. Подступы к опорным пунктам преграждала проволока в два-три ряда на деревянных и металлических кольях и рогатках, множество спиралей «Бруно» и просто колючка внаброс, укрепленная на камнях, многочисленные минные поля, главным образом из противопехотных осколочных мина, местами модные фугасы, камнеметы и фугасные огнеметы. Все эти инженерные сооружения, препятствия на местности, сильно пересеченной, в голых каменистых горах высотой до 400 метров над уровнем моря, среди непроходимых отвесных скал, сильно затрудняли продвижение пехоты, создавая невероятные трудности для прорыва».Отсюда

Долгое время район был закрыт для посещения, использовался военными. Кроме того, северные условия способствуют консервации. До сих пор встречается множество артефактов войны: гильзы, колючая проволока, вещи с немецкими клеймами и поразительной сохранности оборонительные сооружения, система дорог. Мы всего этого не увидели :(

По восточной стороне хребта проходит дорога, через единственный перевал, связывающая полуострова Средний и Рыбачий с остальной частью суши.
Пока поднимались на перевал, моросил мелкий дождь, облака рваными шапками нахлобучивались на вершины. При такой влажности для лишайников здесь царство - практически все камни бледно-жёлтого цвета, укутанные веточками цетрарии исландской.

В понижениях, между скалами большое количество озёр и луж, неизменно серого цвета.
Так мы и ползли, наматывая на автомобильные антенны куски облаков, а на шины - метры каменистой дороги.

Перевал через Муста-Тунтури


Вид на Губу Кутовая (Мотовский залив Баренцева моря) с перевала.


Грунтовка за перевалом привела меня в бешеный восторг: выгнутые спины горок чередовались с огромными грязными лужами в понижениях. Период колебания около 1,5-2 метров. Машина забиралась на возвышение, потом съезжала в грязную коричневую лужу, взметая за собой крылья из грязи, я радостно вопила «ХРЮЮЮ!!!» при каждом таком проезде по очередной луже.

И вот мы добрались, по всей видимости, до царь-лужи. Проходить такие лужи без предварительной разведки опасно: на дне могут быть ямы, камни. Обычно вперед запускается штурман в резиновых-сапогах-по-самые-уши, который резвится в воде и грязи в своё удовольствие. После того как штурман нарезвится найдёт оптимальный путь, водитель переправляется на противоположный берег, стараясь не завязнуть и не заглохнуть.



Пока мы созерцали препятствие, из-за холма с противоположной стороны, сотрясая воздух рёвом и грохотом, выскочил БТР. Мы кинулись к машинам - убрать их с пути этого монстра. Монстр, едва притормозив, мощно плюхнулся в лужу, форсировал её и остановился рядом с нами.

- Вы куда едете?
Говорим, что собираемся стоять на Среднем у Двух Братьев - широко известных останцев.
- Хорошо, только раньше нигде не останавливайтесь, а то мы завтра этот район обстреливать будем, учения проводить.









Мы клятвенно пообещали, что завтра нас тут уже не будет. И снова задумались - как раз вовремя. В этот раз из-за горки показался уазик, который внезапно стал забирать правее. Отчего-то путь прямо через центр лужи ему, в отличие от БТРа, не приглянулся.
- Кажется, он что-то знает. - Раздалось в зрительном зале.

И правда, уазик миновал омуты и по краю лужи, практически посуху, перебрался на наш берег.

Форсирую царь-лужу по пути уаза. by black_keeper


Отважный экипаж ломит по фарватеру как БТР :) by black_keeper


После по грунтовке вдоль побережья полуострова Средний мы направились в сторону Двух Братьев - гигантских останцев, стоящих на самом берегу. По пути заехали на остатки Батареи Поночевного, где под шквальным ветром с Баренцева моря изучили остатки командного пункта и прочие заброшенности.







Наверху.


Надписи внутри:




Укрепления снаружи. by black_keeper


Долго ли, коротко ли, добрались до известных останцев. К этому моменту из под капота нивы стало вонять. Как только я остановилась, чтобы проверить, не горят ли ценные вещи под капотом, заревели вентиляторы и уже не останавливались. Громогласно наш экипаж подъехал к «Братьям»… чтобы услышать известие, что стоянка невозможна, т.к. ручья, обозначенного на карте, в этот раз нет.

Изрезанные берега Баренцева моря.




Один из "Двух Братьев"




by black_keeper


В надвигающихся сумерках поехали вдоль берега дальше: слева великолепные каменные обрывы, вертикальной стеной возвышающиеся на 20-30 метров вверх, справа - берег моря, тоже, впрочем, не всегда пологий.


by black_keeper


by black_keeper


К нашему везению, некоторое время спустя была обнаружена стоянка, на речке Выкат.


автопоход, поездки, фото, отчет

Previous post Next post
Up